ПРЕДАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Методические рекомендации по выполнению заданий Практикума для слушателей, обучающихся
по специальности 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация - уголовно-правовая; узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел)
Подготовил:
преподаватель кафедры уголовного процесса подполковник полиции Т.К. Агаркова
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
«__»___________ 2018 г.,
протокол № _____
Калининград, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров для органов внутренних дел по специальности 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация - уголовно-правовая; узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел) и предназначена для обеспечения профессионального становления будущего следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности выполнять достаточно эффективно свои функциональные обязанности.
Структура программы (всего курса) включает темы, при изучении которых слушателями отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по учебному уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других процессуальных документов.
Методическое пособие разработано на основе единой фабулы – тайного хищения чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище, то есть преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, и представляет собой сборник задач различной степени сложности, которые следователь органов внутренних дел решает повседневно, начиная с момента рассмотрения материалов с признаками преступления и до окончания расследования по уголовному делу с составлением обвинительного заключения.
При подготовке методических рекомендаций поставлены следующие цели:
• развить и углубить у слушателей знания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, судебной психологии, научной организации труда следователя, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;
• научить слушателей умению комплексно применять полученные теоретические знания для решения задач, встречающихся в повседневной работе следователя органов внутренних дел;
• сформировать профессиональные навыки по принятию различных процессуальных решений по организации и проведению отдельных следственных действий, а также по составлению процессуальных и иных документов;
• обучить слушателей основам технологии производства предварительного расследования по конкретному уголовному делу;
• сформулировать у слушателей навыки организатора процесса расследования преступления;
• обучить слушателей основам взаимодействия между работниками различных подразделений органов внутренних дел.
Самостоятельная работа является необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, призвана обеспечить междисциплинарность, более глубокое, творческое усвоение пройденного и изучаемого материала, понятийного аппарата, содержания основных нормативных правовых актов и литературы к модулям.
При обучении по блочно-модульной технологии коренным образом изменяется подход к организации самостоятельной работы. Акцент в содержании самостоятельной подготовки перенесен с самостоятельной работы слушателей, направленной на закрепление пройденного материала, на подготовку, необходимую для отработки ситуаций предстоящего занятия. Организация самостоятельной работы строится по системе поэтапного освоения материала, при необходимости под контролем преподавателя. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания материала, ознакомление с исходной информацией, подготовку предварительного варианта действий следователя в указанной ситуации, обобщение полученных знаний, выполнение требуемого заданиями практикума с последующим составлением процессуального документа с учётом требований и положений УПК РФ. Таким образом, в процессе самостоятельной работы слушатели заранее самостоятельно изучают литературу к изучаемому модулю, необходимую для отработки конкретных ситуаций модуля (практикума), проигрывают варианты тактических действий сотрудников полиции в изучаемой ситуации, которые корректируются и углубляются, путём выполнения заданий из практикума. Слушатели изучают вопросы, выносимые на обсуждение в аудитории (на самостоятельное изучение) по исходным информациям, готовят тезисы ответа по каждому вопросу. Предварительная подготовка дает возможность уяснить цели изучения материала, выделить ключевые понятия предлагаемых ситуаций и их взаимосвязи, оценить действия сотрудников полиции, используя нормативные правовые акты. Кроме того, слушатели во время самостоятельной работы над исходной информацией разрабатывают варианты развития ситуации, что усиливает мотивационную основу обучения, развивает профессиональное мышление, изобретательность.
Самостоятельная работа слушателей:
Самостоятельная работа призвана закрепить полученные слушателями навыки работы с нормативными правовыми актами. При анализе нормативных правовых актов (норм права) слушатели должны выделить основные моменты, необходимые для решения ситуаций, при этом каждый нормативный правовой акт должен быть рассмотрен не изолированно, а в рамках его системной связи с другими нормами права. Самостоятельная работа при блочно-модульной технологии обучения предполагает тщательное освоение слушателями учебной и иной литературы по изучаемым модулям. При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературы к модулю слушатели, внимательно ознакомившись с содержанием исходной информации, выделяют в ней необходимый для принятия решения аспект изучаемого модуля. Желательно обеспечить самостоятельную работу комплектом литературы по каждому модулю, который включает, помимо нормативных документов и учебной литературы, ведомственные указания для следователей и другие материалы.
При самостоятельной подготовке слушателям предоставляется возможность использования компьютерных технологий, как для анализа имеющейся информации и литературы, так и для составления итоговых документов по учебному уголовному делу.
I. Моделирование самостоятельной работы слушателей:
- повторение и анализ пройденного теоретического материала;
- установление главных вопросов темы;определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме;
- упражнения, решение задач;
- изучение видов и структуры служебной документации следователя;
- знание требований содержания процессуальных документов;
- анализ выполняемой деятельности и ее самооценка;
- умение самостоятельно создавать процессуальные документы.
- приобретенные умения и навыки.
Руководство выполнением самостоятельной работы слушателей:
- текущее собеседование и контроль;
- консультации;
- анализ, рецензирование, оценка, коррективы самостоятельной работы слушателя;
- перекрестное рецензирование;
- дискуссия;
- подведение итогов и т. д.
Дифференциация заданий:
- обзор литературы; подбор литературы для практических работников, для научной работы.
- решение задач, ситуаций.
- научная работа слушателя.
В заключении проводится контроль знаний.
В качестве оценки самостоятельной работы могут быть использованы следующие критерии:
- соответствие подготовленных заданий практикума требованиям и положениям УПК РФ;
- обоснованность и мотивированность процессуальных решений, производстве следственных действий выполненных по заданиям практикума;
- степень самостоятельности и процессуальной грамотности;
- характер действий слушателей при выполнении заданий;
- система самооценки и самоконтроля слушателя за ходом и результатом выполнения заданий.
Этапы и приемы самостоятельной работы слушателей:
- подбор рекомендуемой литературы;
- знакомство с заданиями практикума и методической разработкой по данной теме;
- определение вопросов, по которым нужно изучить (прочитать или законспектировать) литературу, требования нормативно-правовых актов;
- составление процессуальных документов.
Комплекс средств обучения при самостоятельной работе слушателей
- методические разработки для слушателей с основным содержанием курса;
- матрица внутрипредметных связей;
- дидактический раздаточный материал;
- обзорный конспект лекций, вопросы лекции;
- видеофильмы, мультимедиа-презентации, специальные компьютерные программы;
- бланки процессуальных документов;
- практические и контрольные задания и др.
II. Методы и формы организации самостоятельной работы слушателей:
Самостоятельная работа слушателей должна отвечать следующим требованиям:
- быть выполненной лично слушателем;
- представлять законченную разработку (выполненные задания практикума), в которой сосредоточены и анализируются результаты служебной деятельности следователя на различных этапах предварительного расследования, с составлением необходимых процессуальных документов;
- демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах, в знании требований и положений законодательства;
- иметь учебную и практическую направленность и значимость.
Виды самостоятельной работы, используемой слушателями для успешного выполнения заданий практикума:
1. Конспектирование.
2. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
3. Углубленный анализ нормативных актов, научно-методической литературы.
4. Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
5. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.
Краткое содержание отдельных тем учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», рекомендованных при выполнении заданий практикума:






