Органы исполнительной власти в Российской Федерации, Красноярском крае, органы местного самоуправления

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Понятие органа исполнительной власти является одним из центральных понятий как для административного права, так и для государствоведения в целом. Вместе с тем, несмотря на значимость этого явления, в научной литературе существует не так много исследований, посвященных данной проблеме.

Законодатель не предлагает формулировки органа исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы органов исполнительной власти в Конституции РФ (например, ст.77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных актов их полномочий. В ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» Следует отметить, что и в специальной литературе отсутствуют однозначные формулировки, характеризующие орган исполнительной власти.

В качестве примеров могут быть приведены некоторые определения органа исполнительной власти, предлагаемые учеными-административистами.

Одно из наиболее полных определений органа исполнительной власти было предложено учеными Института государства и права РАН: «Орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть государственного аппарата, входящая в систему исполнительных органов государственной власти, предназначенных для осуществления государственного управления в целях практической реализации законов и организации их исполнения, и наделенная определенной компетенцией (государственно-властными полномочиями) [46] .

Неоднозначность данного понятия прослеживается, в первую очередь,

в терминологии. Так, категории «орган исполнительной власти», «государственный орган» вслед за новым законодательством применяются в административном праве в совершенно определенном смысле, в гражданском, гражданско-процессуальном, административно-процессуальном, арбитражно-процессуальном законодательстве употребляются как синонимы разнообразные термины: «государственные органы» (ст.1069 ГК РФ, ст. 47 ГПК РФ), «органы государственной власти» (ст.46 ГПК РФ), «государственные и иные органы (ст.189 АПК РФ), «органы государственной власти и иные государственные органы» (ст.38 КАС РФ), применяется термин «административные органы» (ст. 207 АПК РФ), в то время, как в административном законодательстве органы, привлекающие к административной ответственности, называются юрисдикционными органами. Термин «административные органы» вообще не применяется в теории административного права и в административном законодательстве. В последнее время появились предложения (но это только предложения) отдельных ученых о введении термина «административные органы». Появляется и новая терминология, так, Конституционный Суд РФ[47] совершенно обоснованно применяет пришедший к нам из зарубежного права термин «орган публичной власти», объединяя в одно понятие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следует определиться с соотношением понятий «орган государственной власти» и «государственный орган». В специальной литературе на основании толкования нормативных актов, выделяют два основных подхода к этому соотношению.

При первом подходе эти понятия считаются тождественными, так, например, из этой позиции исходили депутаты Государственной Думы, формулируя запрос в Конституционный Суд РФ[48].

Не делает различий между этими терминами и ряд законов. Например, в ст. 46 ГПК РФ говорится об органах государственной власти как об участниках процесса, а в ст. 47 ГПК РФ они же называются государственными органами.

При втором подходе данные понятия считаются не тождественными друг другу, но в этом случае также возможны два варианта толкования.

Во-первых, буквальное толкование позволяет предположить, что органы государственной власти отличаются от государственных органов тем, что это органы власти, т.е., именно они обладают государственно-властными полномочиями, а государственные органы – нет. Но на этот аргумент сразу же следует возражение о том, что сущность самого государственного органа (органа государства) состоит в том, что он обладает государственно- властными полномочиями, именно в этом проявляется властный характер государственной деятельности. Следовательно, этот подход вызывает серьезные сомнения.

Во-вторых, можно предположить, что различение органов государственной власти и просто государственных органов позволяет отграничить органы, принадлежащие к той или иной ветви государственной власти, от иных государственных органов, не отнесенных к конкретной ветви власти (счетные палаты, избирательные комиссии, прокуратура и т.п.) Думается, что в настоящее время именно эта позиция находит отражение в большинстве актов публично-правового характера, в которых термин «органы государственной власти» означает принадлежность к определенной ветви власти, а остальные органы определяются как «иные государственные органы». В частности, именно по такому пути идет законодательство о государственной службе (например, ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[49]). Следовательно, понятие «органы государства» шире понятия «органы государственной власти», на что и указывают формулировки законов «и иные органы государства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: