Создание, государственная регистрация, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций

Создание предприятий и учреждений является правом собственника имущества или уполномоченного им органа. В случаях, предусмотренных законодательством, они могут быть созданы по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия (например, о

выделении из состава предприятия структурных подразделений для создания нового предприятия).

Учредительными документами являются устав предприятия, учреждения, а также решение о его создании или договор учредителей. Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, данные о них затем вносятся в государственный реестр.

Государственная регистрация юридических лиц производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[44], и в специальном порядке, который распространяется на общественные объединения, политические партии, профсоюзные, благотворительные, религиозные организации, торгово-промышленные палаты.

Общие правила государственной регистрации юридических лиц при их создании состоят в следующем. Уполномоченным физическим лицом организации (руководителем регистрируемого юридического лица, учредителями) в регистрирующий государственный орган представляется заявление с приложением установленного законодательством перечня необходимых учредительных и других документов. В заявлении должно быть подтверждено, что: а) представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства по юридическим лицам данной организационно-правовой формы; б) сведения, содержащиеся в представляемой документации, достоверны; в) соблюден установленный законом порядок учреждения организации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрируемый орган, на который возлагается в пятидневный срок с момента государственной регистрации представить сведения о государственной регистрации юридического лица в иные государственные органы (статистики). Не позднее одного дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю документ единой формы, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Подобным же образом закон определяет особенности процедур государственной регистрации при создании юридических лиц путем реорганизации, при внесении изменений в учредительные документы организаций, при ликвидации юридических лиц, а также устанавливает основания отказа в государственной регистрации и ответственность за нарушение его порядка.

Юридические лица вправе выполнять в соответствие с целями своего создания любую деятельность, если она не запрещена законодательством, не ограничена лишь кругом государственных структур ее осуществления либо не исключена для данного вида организаций помимо их основной деятельности. Вместе с тем отдельные виды предпринимательской и иной деятельности требуют наличия у организаций специальной административной правоспособности, возникающей в административно-разрешительном порядке, т.е. при получении юридическими лицами властно-разрешительного акта уполномоченных государственных органов на право осуществлять соответствующую деятельность. Разрешительная система получения организациями специальной административной правоспособности представлена в законодательстве либо в форме лицензирования деятельности, либо в близких по своему существу к лицензированию формах выдачи юридическим лицам специальных разрешений, допусков, удостоверений, аттестатов и т.д.

Действующее законодательство о лицензировании включает Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[45], а также специальные акты, регулирующие особые виды производственной и непроизводственной деятельности, на которые Закон не распространяется (использование атомной энергии, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров и др.).

Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с представлением, переоформлением лицензий, их приостановлением и аннулированием, а также лицензионным контролем. Закон относит к лицензируемым видам деятельности те, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию и требует поэтому лицензирующего регулирования. Оно, в свою очередь, заключается в разработке, производстве, испытании и ремонте авиационной техники, вооружения и военной техники, гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, боеприпасов, пиротехнических изделий, эксплуатации взрывопожароопасных, химически опасных производственных объектов и т.д. (ч.1 ст. 12 Закона).

Муниципальные организации - это организации, созданные муниципальными образованиями, основанные на муниципальной собственности, в том числе непосредственно финансируемые соответствующими муниципальными образованиями и действующие в административных правоотношениях от их имени либо от собственного имени, но по их поручению. Примером таких организаций являются органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения.

Административно-правовой статус муниципальных организаций, так же как и государственных, неоднороден, поскольку они создаются публичными, а именно муниципальными, образованиями и некоторые из них выполняют функции публичного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: