Основные положения:
- равенство всех перед богом;
- приоритет моральных ценностей перед остальными;
- ключевой нравственный принцип – любовь к человеку и милосердие;
- высшая добродетель – готовность к состраданию и активная помощь страждущим
Идеология христианской этики:
Августин Аврелий (354 – 430)
- критиковал потребительски организованные позднеантичные цивилизации;
- признавал необходимость государственной власти, но характеризовал ее как «большую разбойничью шайку»
Фома Аквинский (1225 – 1274)
- придал этике нормативный вид;
- разделил добродетели на:
а) нравственные (благоразумие, справедливость, воздержанность, мужество);
б) богословские (вера, надежда, любовь)
Этика Нового времени
Основные положения:
- отход от представления о божественном происхождении нравственности;
- попытки определить естественный источник морали (натуралистическая этика);
- зарождение социально-исторического подхода к морали;
- попытки согласования индивидуального и общественного интересов;
- приобретение этикой самостоятельного статуса;
- развитие идеи суверенности (независимости) морального субъекта;
- разнонаправленность этических исканий
Философы- моралисты Нового времени (XVI – XVII вв.)
Мишель Монтень (1533 – 1592)
- отвергает догматизм морали;
- утверждает право личности на поиск истины и самостоятельность суждений;
- порицает ненависть, жадность, несправедливость, ханжество
Рене Декарт (1596 – 1650)
- человеческие страсти толковал как физик-естествоиспытатель;
- человек есть автомат, оптимизирующий свое поведение согласно обстановке;
- нравственность строго детерминирована окружающей средой
Томас Гоббс (1588 – 1679)
- основа нравственности – человеческая природа. Все, что способствует природному стремлению к удовольствию – добро, а что препятствует – зло;
- источник морали – право. «Все установленное законом, следует считать добром, а все запрещенное – злом»;
- цель государства – гражданское благосостояние, благополучие народа. Государство – результат общественного договора
Философы- моралисты Нового времени (XVIII в.)
Дэвид Юм (1711 – 1776)
- источник морали – инстинкты человека;
- важную роль в нравственном поведении играют эмоциональные механизмы;
- наряду с эгоизмом человеку присущи благожелательность и чувство справедливости
Клод Гельвеций (1715 – 1771)
- основу морали составляют себялюбие, жажда удовольствий и правильно понятый личный интерес;
- противоречия между личным и общественным порождаются «несовершенством законов»
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)
- человек изначально нравственен и по природе добр. Его портит рассудочная цивилизация;
- моральные нормы складываются на базе «общественного договора»;
- добродетель определяется государственным устройством;
- необходимость поддержания гражданской дисциплины допускает применение суровых мер принуждения
Иммануил Кант (1724 – 1804)
- центральная категория этики – нравственный долг;
- главное условие морального выбора – свобода и независимость субъекта;
- моральные ценности не могут быть навязаны извне;
Категорический императив И. Канта:
- «Поступай согласно совести, даже если это противоречит «научным истинам» или требованиям общественности»;
- «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства»;
- «Относись всегда к другому человеку как к цели, но не как к средству»
Георг Гегель (1770 – 1831)
- придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер;
- этика есть мораль обязанностей перед семьей, обществом и государством;
- «Все действительное разумно, все разумное действительно»;
- «Будь лицом и уважай чужие лица»
Мыслители и ученые XIX – XX вв.
Фридрих Ницше (1844 – 1900)
- отвергал христианскую мораль, усматривал в ней рабские черты и проявление стадности;
- старался преодолеть мораль как систему запретов, сковывающую и подавляющую человека;
- провозгласил культ сильной личности – «сверхчеловека». Стоящего «по ту сторону добра и зла»
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
- открыл в психике человека глубинный энергетический пласт бессознательного;
- мораль является средством защиты общества и цивилизации от разгула стихии бессознательного;
- культура, религия, мораль вырастают из подавления и вытеснения инстинктов, из сублимации (замещения) энергии бессознательного
Эрих Фромм (1900 – 1980)
- стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности;
- разработал типологию социальных характеров;
- различал гуманистическую совесть («наш собственный голос») и авторитарную совесть (связана с подчинением или «социальной приспособляемостью»)
Этические искания русских философов
Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900)
- создал оригинальную этическую систему, основанную на трех началах: стыде, жалости, благоговении;
- нравственная сфера не зависит от религии;
- человек, ни при каких условиях, не может быть орудием ни для блага класса, ни для общего блага;
- каждый человек независимо от общественной полезности имеет право на существование;
- самостоятельность лица есть основание крепости общественного строя
Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921)
- утверждал дочеловеческое происхождение нравственных начал (взаимопомощь, справедливость, альтруизм), выступающих как инстинкт самосохранения;
- нравственно то, что полезно для сохранения рода;
- нравственный прогресс общества – результат естественного развития;
- протестовал против распространения принципа борьбы за существование на человеческие отношения
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
- совесть не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа;
- необходимо стремиться к свободе, но не забывать об истине, о любви, о справедливости;
- добро – парадоксально. Нравственная жизнь – трагична;
- ужас не в той лжи, которая создается грехом, а в той лжи, которая создается добром.
Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Основные этапы развития этических учений»
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ