Христианская этика средневековья. Религиозный догматизм

Основные положения:

- равенство всех перед богом;

- приоритет моральных ценностей перед остальными;

- ключевой нравственный принцип – любовь к человеку и милосердие;

- высшая добродетель – готовность к состраданию и активная помощь страждущим

Идеология христианской этики:

Августин Аврелий (354 – 430)

- критиковал потребительски организованные позднеантичные цивилизации;

- признавал необходимость государственной власти, но характеризовал ее как «большую разбойничью шайку»

Фома Аквинский (1225 – 1274)

- придал этике нормативный вид;

- разделил добродетели на:

а) нравственные (благоразумие, справедливость, воздержанность, мужество);

б) богословские (вера, надежда, любовь)

Этика Нового времени

Основные положения:

- отход от представления о божественном происхождении нравственности;

- попытки определить естественный источник морали (натуралистическая этика);

- зарождение социально-исторического подхода к морали;

- попытки согласования индивидуального и общественного интересов;

- приобретение этикой самостоятельного статуса;

- развитие идеи суверенности (независимости) морального субъекта;

- разнонаправленность этических исканий

Философы- моралисты Нового времени (XVI – XVII вв.)

Мишель Монтень (1533 – 1592)

- отвергает догматизм морали;

- утверждает право личности на поиск истины и самостоятельность суждений;

- порицает ненависть, жадность, несправедливость, ханжество

Рене Декарт (1596 – 1650)

- человеческие страсти толковал как физик-естествоиспытатель;

- человек есть автомат, оптимизирующий свое поведение согласно обстановке;

- нравственность строго детерминирована окружающей средой

Томас Гоббс (1588 – 1679)

- основа нравственности – человеческая природа. Все, что способствует природному стремлению к удовольствию – добро, а что препятствует – зло;

- источник морали – право. «Все установленное законом, следует считать добром, а все запрещенное – злом»;

- цель государства – гражданское благосостояние, благополучие народа. Государство – результат общественного договора

Философы- моралисты Нового времени (XVIII в.)

Дэвид Юм (1711 – 1776)

- источник морали – инстинкты человека;

- важную роль в нравственном поведении играют эмоциональные механизмы;

- наряду с эгоизмом человеку присущи благожелательность и чувство справедливости

Клод Гельвеций (1715 – 1771)

- основу морали составляют себялюбие, жажда удовольствий и правильно понятый личный интерес;

- противоречия между личным и общественным порождаются «несовершенством законов»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

- человек изначально нравственен и по природе добр. Его портит рассудочная цивилизация;

- моральные нормы складываются на базе «общественного договора»;

- добродетель определяется государственным устройством;

- необходимость поддержания гражданской дисциплины допускает применение суровых мер принуждения

Иммануил Кант (1724 – 1804)

- центральная категория этики – нравственный долг;

- главное условие морального выбора – свобода и независимость субъекта;

- моральные ценности не могут быть навязаны извне;

Категорический императив И. Канта:

- «Поступай согласно совести, даже если это противоречит «научным истинам» или требованиям общественности»;

- «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства»;

- «Относись всегда к другому человеку как к цели, но не как к средству»

Георг Гегель (1770 – 1831)

- придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер;

- этика есть мораль обязанностей перед семьей, обществом и государством;

- «Все действительное разумно, все разумное действительно»;

- «Будь лицом и уважай чужие лица»

Мыслители и ученые XIX – XX вв.

Фридрих Ницше (1844 – 1900)

- отвергал христианскую мораль, усматривал в ней рабские черты и проявление стадности;

- старался преодолеть мораль как систему запретов, сковывающую и подавляющую человека;

- провозгласил культ сильной личности – «сверхчеловека». Стоящего «по ту сторону добра и зла»

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

- открыл в психике человека глубинный энергетический пласт бессознательного;

- мораль является средством защиты общества и цивилизации от разгула стихии бессознательного;

- культура, религия, мораль вырастают из подавления и вытеснения инстинктов, из сублимации (замещения) энергии бессознательного

Эрих Фромм (1900 – 1980)

- стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности;

- разработал типологию социальных характеров;

- различал гуманистическую совесть («наш собственный голос») и авторитарную совесть (связана с подчинением или «социальной приспособляемостью»)

Этические искания русских философов

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900)

- создал оригинальную этическую систему, основанную на трех началах: стыде, жалости, благоговении;

- нравственная сфера не зависит от религии;

- человек, ни при каких условиях, не может быть орудием ни для блага класса, ни для общего блага;

- каждый человек независимо от общественной полезности имеет право на существование;

- самостоятельность лица есть основание крепости общественного строя

Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921)

- утверждал дочеловеческое происхождение нравственных начал (взаимопомощь, справедливость, альтруизм), выступающих как инстинкт самосохранения;

- нравственно то, что полезно для сохранения рода;

- нравственный прогресс общества – результат естественного развития;

- протестовал против распространения принципа борьбы за существование на человеческие отношения

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)

- совесть не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа;

- необходимо стремиться к свободе, но не забывать об истине, о любви, о справедливости;

- добро – парадоксально. Нравственная жизнь – трагична;

- ужас не в той лжи, которая создается грехом, а в той лжи, которая создается добром.

 

Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Основные этапы развития этических учений»


3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: