Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех уровней:
- ОНО;
- Я;
- СВЕРХ-Я
ОНО - бессознательная часть психики, биологические врожденные инстинктивные влечения: агрессивные и сексуальные. ОНО насыщено сексуальной энергией – либидо и подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.
Уровень Я сознания находится в состоянии постоянного конфликта с ОНО, подавляет сексуальные влечения. На Я воздействуют три силы: ОНО, СВЕРХ-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
СВЕРХ-Я служит носителем моральных стандартов и выполняет роль совести. СВЕРХ - Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов трансформируется в иных формах деятельности (творчество, искусство, общественная и трудовая деятельность, в формах поведения).
|
|
Если энергия «либидо» не находит выхода, то у личности появляются психические механизмы защиты. Фрейд выделил семь защитных механизмов:
1) подавление желаний – удаление желаний из сознания, однако это может привести к таким заболеваниям как головные боли, артриты, язва, астма и т.д.;
2) отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». Человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
3) рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;
4) инверсия – подмена, действия мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
5) проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, то есть «отдаление угроз от себя»;
6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоенности личности, к неполному «Я»;
7) регрессия – возвращению к более раннему примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения. Человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.д.).
|
|
Наиболее важными для делового общения являются: сублимация, проекция и рационализация.
Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. В деловом общении такое замещение целей встречается в диалоговой и согласительной фазах, что приводит к большей результативности.
Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения Сверх-Я, может найти проявления в контактной фазе делового общения. Например, улыбка или наклон головы в сторону собеседника могут нейтрализовать негативные эмоции партнера и побудить его к общению.
Рационализация (поискудобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия) встречается в диалоговой фазе делового общения. Здесь важны умение слушать и убеждать партнера. Если обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.
3.2. Модель психической структуры личности
в аналитической психологии Карла Юнга
Карл Юнг рассматривал три компонента в структуре личности:
- сознание – ЭГО – Я;
- индивидуальное личное бессознательное – ОНО;
- «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».
В отличие от Фрейда Юнг рассматривал психику как взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Юнг считал бессознательное творческим, разумным принципом, который связывает человека со всем человечеством, с природой и космосом. В зависимости от того какой из компонентов сознания является преобладающим у данного человека, Юнг выделял разные типы людей:
- мыслительный: склонен анализировать информацию, требователен к партнеру, скрывает свои эмоции и чувства;
- эмоциональный: воздействует на партнера своими эмоциями, легко поддается им сам, склонен идти на компромиссы, но обидчив, что мешает ему в общении;
- ощущающий: быстро ориентируется в ситуации, уверен в себе, настроен на практический результат;
- интуитивный: долго размышляет при принятии решения, склонен к колебаниям и сомнениям.
Юнг считал, что любая работа может протекать и в бессознательном (например, поиск решения порой осуществляется и во сне). Современные исследователь подтвердили правоту Юнга. Оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но осознать может лишь 16, а остальное поступает в бессознательное.
Юнг выделил следующие категории бессознательного:
1) комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений). Они лишены контроля со стороны сознания. Комплексы – либо следствие, либо причина конфликта, шока, потрясения, неловкости. Они проявляются в виде поведенческих странностей, телесных недомоганиях и болезнях.
2) коллективное бессознательное – это глубинный уровень психики. Оно является общем для всего человечества результатом коллективных идей, образов представлений человечества в ту или иную историческую эпоху. Коллективное бессознательное – это духовное наследие всего того, что было пережито человечеством, общая душа, фундамент индивидуальной психики.
3) архетипы – это психические первообразы, скрытые в глубине души. Это система установок. Они передаются по наследству вместе со структурой мозга. Все самые мощные идеи и представления человечества сводятся к таким архетипам как религиозные, научные, философские, моральные системы.
4) самость – самый важный архетип в теории Юнга. Он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все остальные элементы. Когда достигнуто согласие всех элементов души, человек ощущает гармонию. Развитие самости – это главная цель человеческой жизни.
|
|
В психологической структуре личности Юнг выделил еще одну структуру, которую назвал Тенью. Она представляет собой бессознательное личности. Она включает такие представления и восприятия, которые либо оказались забытыми, либо никогда не достигали сознания. Юнг считает, что личность никогда не сможет «перепрыгнуть» через свою Тень или обмануть ее. Признание ее необходимо для осознания своего несовершенства.