Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная

Ротать Л.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Санкт-Петербург

 

2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 6

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ.. 7

1.1. Понятие этики. 7

1.2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная. 7

1.3. Структура этики. 9

1.4. Сущность, специфика и содержание морали. 9

1.5. Этика и мораль. 10

2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 11

2.1. Этические учения Древнего Востока VI – II тыс. до н.э. (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) 11

2.2. Этика античности. 12

2.3. Христианская этика средневековья. Религиозный догматизм.. 13

2.4. Этика Нового времени. 13

2.5. Мыслители и ученые XIX – XX вв. 15

2.6. Этические искания русских философов. 15

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 17

3.1. Структура личности по Зигмунду Фрейду. 17

3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. 18

3.3. Закон конгруэнтности Карла Роджерса. 19

4. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 20

4.1. Общение: функции, формы, типы и виды.. 20

4.2. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении. 22

4.3. Современные взгляды на место этики в деловом общении. 23

5. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.. 25

5.1. Вербальные и невербальные средства общения. Общая характеристика. 25

5.2. Невербальные средства общения. 25

5.3. Организация вербального взаимодействия. 26

6. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.. 28

6.1. Классификация и причина конфликтов. 28

6.2. Стадии и структура конфликта. 29

6.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 29

7. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 34

7.1. Основные характеристики делового общения. Этапы делового общения. 34

7.2. Деловая беседа как форма делового общения. Виды деловых бесед. 36

7.3. Роль вопросов в деловой беседе и их классификация. 38

7.4. Деловые переговоры. Характеристика этапов деловых переговоров. 39

7.5. Деловые контакты с представителями зарубежных фирм и организаций. 41

7.6. Деловые беседы (переговоры) по телефону. 46

8. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.. 49

8.1. Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. 49

8.2. Основы речевой этики. 51

8.3. Виды речевого воздействия. 53

9. ЭТИКЕТ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ОБМЕНА ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 55

9.1. Официально-деловой стиль. 55

9.2. Типы официальных документов. Структура и содержание служебных документов. 56

10. ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА.. 62

10.1. Риторика и деловая риторика. 62

10.2. Риторические правила и умения. 63

10.3. Этика ораторского выступления. 64

11. ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ: ИХ ОФОРМЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.. 66

11.1. Понятие назначение и виды визитных карточек. 66

11.2. Вручение визитных карточек: 67

11.3. Визитная карточка как письмо. 68

11.4. Требования к внешнему виду визитных карточек: 69

12. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО МУЖЧИНЫ... 70

12.1. Характеристика стиля делового мужчины.. 70

12.2. Основные требования к костюму. 70

12.3. Требования к элементам деловой одежды и к аксессуарам.. 71

13. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ... 74

13.1. Характеристика стиля деловой женщины.. 74

13.2. Основные требования к костюму. 74

13.3. Требования к элементам деловой одежды и к аксессуарам.. 75

14. СУВЕНИРЫ И ПОДАРКИ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ.. 77

14.1. Понятие подарка и сувенира. 77

14.2. Рекомендации, связанные с подарками на работе, внутри коллектива. 77

14.3. Требования к выбору подарка. 79

14.4. Денежные подарки и отношение к ним.. 79

14.5. Цветы как подарок. 80

14.6. Правила дарения подарков. 80

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 84

Практическое занятие «Стратегия поведения в конфликте». 84

Практическое занятие «Выявление национальных особенностей правового этикета и общения традиционного общества и западноевропейской цивилизации». 85

Практической работа-игра «Создание модели поведения руководителя и подчиненного». 86

Практическая работа «Составление профессионального кодекса государственного служащего» 87

Практическая работа «Планирование и ведение переговоров». 88

Практическая работа «Составление программы встречи иностранной делегации». 89

Практическая работа «Имидж делового человека». 90

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 91

Общий тест по дисциплине. 91

Тест по теме «Основные характеристики делового общения». 94

Тест по теме «Стили руководства». 99

Тест для проверки остаточных знаний. 105

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 110

Примерные варианты итоговой зачетной работы по дисциплине. 110

Примерный вариант итогового теста по дисциплине. 113

Вопросы к итоговому зачету по дисциплине. 120

Примерный вариант экзаменационных вопросов. 121

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 123

ЛИТЕРАТУРА.. 128

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели и конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Пособие включает теоретический материал, задания для самостоятельной работы студентов, знакомит с понятиями этики нормативной и этики деловой, дает представление о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Один из разделов пособия посвящен теме профессиональной этики. Каждая тема пособия затрагивает этический аспект отдельной проблемы делового общения. Речь идет об этических нормах общения в ходе деловой беседы и деловых переговоров, делового разговора по телефону и т.д. Даны также рекомендации по написанию наиболее распространенных видов служебных документов: заявления и резюме. Каждый из разделов пособия представляет собой краткое изложение содержания отдельной темы дисциплины.

Пособие можно использовать при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к итоговому зачету и экзамену.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ

Понятие этики

Слово «этика » (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:

- во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;

- во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.

Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы прослыть добродетельным.

Важнейшими категориями этики являются:

- «добро»;

- «зло»;

- «справедливость»;

- «благо»;

- «ответственность»;

- «долг»;

- «совесть»;

- «честь» и т.д.

Основные задачи этики:

- описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы т.е. нравственную культуру общества;

- объяснять мораль – анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали;

- учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная

Выдающемуся этику и философу XX в. Эрику Фромму (1900 – 1980) принадлежит учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной.

Сущность гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человекабыть самим собой, а условие достижения такой целибыть человеком для себя» (Э.Фромм). Гуманистическая этика считает, что основы «добродетели» заложены в самом характере личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому не самоотречение и себялюбие – а любовь к себе, утверждение своего истинно человеческого Я – вот высшие ценности гуманистической этики» (Э.Фромм). Таким образом, гуманистическая этика:

- опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум;

- считает, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

В гуманистической этике человек – «мера всех вещей», нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем любовь к ближнему – «не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э.Фромм).

Принципиальная позиция гуманистической этики позволяет противопоставить ее этике авторитарной по ряду оснований:

1. В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. ГЭ совместима лишь с рациональным авторитетом. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются уровнем знаний, опытом, умениями (учи­тель – ученик).

В АЭ «автором» выступает авторитет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. Причем, «авторы» не считают моральные нормы обязательными для себя. АЭ базируется на власти над людьми, с одной стороны, и страхе – с другой, он строится на неравенстве и подчинении. А вторитет запрещает критику.

2. ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности признается средством и гарантом достижения цели

В АЭ высшей ценностью и целью является не человек, а интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя своей религии).

3. ГЭ основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность.

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).

4. ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь человека к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. Общество же становится богаче за счет множества индивидуальностей.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и «инакомыслием».

Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной:

- в одну и туже эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов;

- одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала;

- в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности (требования родителей и педагогов к детям, порождающие проблему «отцов и детей»);

- при господстве гуманистической этики более эффективным и действенным может быть авторитарный способ морального регулирования (например, экстремальная ситуация)

Структура этики

В структуре этики выделяют следующие блоки:

1. История:

а) морали;

б) этических учений.

2. Теория морали: структура и функции.

3. Нормативная этика. Высшие моральные ценности.

4. Прикладная этика.

История морали и этических учений описывает:

- процесс развития этических учений;

- генезис и эволюцию морали с древности до наших дней;

- дескриптивную этику, которая описывает социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).

Теория морали

- объясняет развитие и механизм действия морали;

- представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм помогает человеку стратегию и тактику добродетельной жизни.

Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их деятельности. В прикладную этику входят:

- экологическая этика и биоэтика;

- этика гражданственности;

- этика межличностного общения;

- ситуативная этика;

- этика делового общения;

- профессиональные этики;

- этикет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: