- Этнополитология как наука. Проблемы становления и развития.
- Самоопределение и проблема меньшинств: международно-правовые акты.
- Проблема этничности в этнополитологии.
- Программные установки политических партий и избирательных объединений по вопросам национальной политики и межэтнических отношений.
- Нации и национализм в отечественной и зарубежной оценке.
- Международные нормы в области защиты этнических меньшинств.
- Этническая элита: социальная база, борьба за лидерство, механизмы действия.
- Этнополитические конфликты: природа, типология, управление.
- Проблемы самоопределения в СССР и на постсоветском пространстве.
- Новые конституции постсоветсцких государств — основа стабилизации и факторы конфликта.
- Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов.
- Этническое самосознание: формирование, структура, поведение.
- Этничность и власть.
- Избирательная система и права нацменьшинств: зарубежный опыт и российская практика.
- Этнополитическая ситуация: основные подходы к изучению и информационная база.
- Меньшинство как этническая общность.
- Обычное право и правовой плюрализм.
- Религиозность в контексте межэтнических отношений.
- Язык — источник согласия и противоречий.
- Русские как меньшинства.
- Этнополитическая ситуация в российских регионах: общее и особенное.
- Демократизация и национализм.
- Международный опыт разрешения этнических конфликтов.
- Зарубежная этнополитология о межнациональных отношениях в СССР и современной России.
- Этнократия и её ниши в современном обществе.
- Влияние этнических процессов на власть (на материалах Молдовы и Приднестровья).
- Вопросы Приднестровской идентичности в контексте утверждения собственной государственности.
- Этнополитические предпосылки, генезис и сущность молдово-приднестровского конфликта.
- Нацистский реванш в процессе нациестроительства на постсоветском пространстве (на примере стран Балтии, Молдовы, Украины).
Критерии оценки контрольной работы:
Отлично выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, приводить примеры;
Хорошо выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, приводить примеры; однако допускается одна - две неточности в ответе;
Удовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого демонстрирует знание процессов изучаемой предметной области, отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточностью логичности и последовательности ответа.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа;
Неудовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого обнаруживает незнание процессов изучаемой предметной области, отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Доклад – подготовленное студентом самостоятельно публичное выступление (на 6-10 минут) по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной проблемы.
Темы докладов:
- Этническая деструктивность.
- Этничность как ресурс государственного строительства.
- Этнополитическая мобилизация.
- Этнократизация власти как способ нациестроительства.
- Этнократизм и нациестроительство в Украине.
- Этнократизм и нациестроительство в Прибалтике.
- Сущность и виды национального государства.
- Типы полиэтничных государств.
- Конституционный национализм.
- Этнополитика государства, сущность и задачи.
- Этнополитика как объект международного права.
- Основные модели этнической политики.
- Эволюция национальной политики в России.
- Формы этнических автономий.
- Методы политического регулирования этнических проблем.
- Радикализм в национальной политике государства, геноцид, этноцид и политика перемещений.
- Права человека как политико-идеологическая проблема.
- Право народа на самоопределение как политико-юридическая проблема.
- Внутреннее самоуправление национальных меньшинств, формы национальных автономий.
- Права коренных народов.
- Проблема в этнически разделенных обществах.
- Модель этнической демократии.
- Модель демократии согласия.
- Модель либеральной демократии.
- Глобализация и этносоциальная эволюция.
- Тенденции современного этапа глобализации.
- Этничность и глобализация – противоречие между теорией и практикой.
- Глобализация как стимулятор этно-национальной активности.
- Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление.
- Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта.
- Системные причины возникновения этнополитических конфликтов.
- Типы и формы протекания этнополитических конфликтов.
- Стадии этнополитического конфликта.
- Концепции предупреждения этнополитических конфликтов.
- Система урегулирования этнополитического конфликта (по У.Юри).
- Управление политическими конфликтами.
- Трактовка термина «меньшинства», международное право (Декларация ООН от 1992г.) об обязанностях государства по отношению к национальным меньшинствам.
- Трактовки, отличия и примеры коренного народа, коренного населения и субэтноса.
- Эмпирические и общенаучные методы этнополитологии.
- Сущность и функции этничности.
- Трактовка этничности и теории этногенеза - функционализм, конструктивизм, инструментализм.
- Основные принципы национальной политики государства (по М.Н. Губогло)
Оценочное средство: доклад
Шкала оценивания:
Отлично выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободно владеет монологической речью;
Хорошо выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры;
свободно владеет монологической речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе;
Удовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого демонстрирует знание процессов изучаемой предметной области, отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа;
Неудовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого обнаруживает незнание процессов изучаемой предметной области, отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности.
Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Тест. Средство, позволяющее оценить уровень знаний обучающегося путем выбора им одного верного ответа на поставленный вопрос.
1. Метод сбора первичной информации из массовых источников СМИ с целью изучения отражения феноменов масового сознания и воздействия на него — это:






