Примерные вопросы контрольной работы

  1. Этнополитология как наука. Проблемы становления и развития.
  2. Самоопределение и проблема меньшинств: международно-правовые акты.
  3. Проблема этничности в этнополитологии.
  4. Программные установки политических партий и избирательных объединений по вопросам национальной политики и межэтнических отношений.
  5. Нации и национализм в отечественной и зарубежной оценке.
  6. Международные нормы в области защиты этнических меньшинств.
  7. Этническая элита: социальная база, борьба за лидерство, механизмы действия.
  8. Этнополитические конфликты: природа, типология, управление.
  9. Проблемы самоопределения в СССР и на постсоветском пространстве.
  10. Новые конституции постсоветсцких государств — основа стабилизации и факторы конфликта.
  11. Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов.
  12. Этническое самосознание: формирование, структура, поведение.
  13. Этничность и власть.
  14. Избирательная система и права нацменьшинств: зарубежный опыт и российская практика.
  15. Этнополитическая ситуация: основные подходы к изучению и информационная база.
  16. Меньшинство как этническая общность.
  17. Обычное право и правовой плюрализм.
  18. Религиозность в контексте межэтнических отношений.
  19. Язык — источник согласия и противоречий.
  20. Русские как меньшинства.
  21. Этнополитическая ситуация в российских регионах: общее и особенное.
  22. Демократизация и национализм.
  23. Международный опыт разрешения этнических конфликтов.
  24. Зарубежная этнополитология о межнациональных отношениях в СССР и современной России.
  25. Этнократия и её ниши в современном обществе.
  26. Влияние этнических процессов на власть (на материалах Молдовы и Приднестровья).
  27. Вопросы Приднестровской идентичности в контексте утверждения собственной государственности.
  28. Этнополитические предпосылки, генезис и сущность молдово-приднестровского конфликта.
  29. Нацистский реванш в процессе нациестроительства на постсоветском пространстве (на примере стран Балтии, Молдовы, Украины).

 

Критерии оценки контрольной работы:

Отлично выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, приводить примеры;

Хорошо выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, приводить примеры; однако допускается одна - две неточности в ответе;

Удовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого демонстрирует знание процессов изучаемой предметной области, отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточностью логичности и последовательности ответа.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа;

Неудовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого обнаруживает незнание процессов изучаемой предметной области, отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Доклад – подготовленное студентом самостоятельно публичное выступление (на 6-10 минут) по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной проблемы.

 

Темы докладов:

 

  1. Этническая деструктивность.
  2. Этничность как ресурс государственного строительства.
  3. Этнополитическая мобилизация.
  4. Этнократизация власти как способ нациестроительства.
  5. Этнократизм и нациестроительство в Украине.
  6. Этнократизм и нациестроительство в Прибалтике.
  7. Сущность и виды национального государства.
  8. Типы полиэтничных государств.
  9. Конституционный национализм.
  10. Этнополитика государства, сущность и задачи.
  11. Этнополитика как объект международного права.
  12. Основные модели этнической политики.
  13. Эволюция национальной политики в России.
  14. Формы этнических автономий.
  15. Методы политического регулирования этнических проблем.
  16. Радикализм в национальной политике государства, геноцид, этноцид и политика перемещений.
  17. Права человека как политико-идеологическая проблема.
  18. Право народа на самоопределение как политико-юридическая проблема.
  19. Внутреннее самоуправление национальных меньшинств, формы национальных автономий.
  20. Права коренных народов.
  21. Проблема в этнически разделенных обществах.
  22. Модель этнической демократии.
  23. Модель демократии согласия.
  24. Модель либеральной демократии.
  25. Глобализация и этносоциальная эволюция.
  26. Тенденции современного этапа глобализации.
  27. Этничность и глобализация – противоречие между теорией и практикой.
  28. Глобализация как стимулятор этно-национальной активности.
  29. Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление.
  30. Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта.
  31. Системные причины возникновения этнополитических конфликтов.
  32. Типы и формы протекания этнополитических конфликтов.
  33. Стадии этнополитического конфликта.
  34. Концепции предупреждения этнополитических конфликтов.
  35. Система урегулирования этнополитического конфликта (по У.Юри).
  36. Управление политическими конфликтами.
  37. Трактовка термина «меньшинства», международное право (Декларация ООН от 1992г.) об обязанностях государства по отношению к национальным меньшинствам.
  38. Трактовки, отличия и примеры коренного народа, коренного населения и субэтноса.
  39. Эмпирические и общенаучные методы этнополитологии.
  40. Сущность и функции этничности.
  41. Трактовка этничности и теории этногенеза - функционализм, конструктивизм, инструментализм.
  42. Основные принципы национальной политики государства (по М.Н. Губогло)

 

Оценочное средство: доклад

Шкала оценивания:

Отлично выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободно владеет монологической речью;

Хорошо выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, ответ отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом; умеет объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры;

 свободно владеет монологической речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе;

Удовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого демонстрирует знание процессов изучаемой предметной области, отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа;

Неудовлетворительно выставляется обучающемуся, ответ которого обнаруживает незнание процессов изучаемой предметной области, отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности.

Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Тест. Средство, позволяющее оценить уровень знаний обучающегося путем выбора им одного верного ответа на поставленный вопрос.

 

1. Метод сбора первичной информации из массовых источников СМИ с целью изучения отражения феноменов масового сознания и воздействия на него — это:




double arrow
Сейчас читают про: