Рейтинг–план дисциплины представлен в приложении 2.
Зачет. Зачет представляет собой собеседование по примерным вопросам, охватывающим материал дисциплины.
Вопросы к зачету
1. Политология как наука. Предмет, объект, методы, функции политической науки.
2. Составные элементы политики.
3. Власть, понятие политической и государственной власти.
4. Структура власти.
5. Характеристика политических режимов.
6. Черты тоталитарного политического режима.
7. Черты авторитарного политического режима.
8. Черты демократического политического режима.
9. Политическая система общества: сущность, функции, структура.
10 Политическая культура общества.
11. Типология политических культур.
12. Выборы как политический процесс.
13. Функции выборов.
14. Политический конфликт.
15. Государство как субъект политики.
16. Типы государств.
17. Гражданское общество как субъект политики.
18. Политические партии и общественно-политические движения.
19. Типология политических партий.
20. Теории политических элит.
21. Политическое лидерство
22. СМИ в политике
23. Интеграция и глобализация как международные политические процессы.
24. Национальные интересы в сфере международных отношений.
25. Геополитика как отрасль политологического знания
26. Международные организации в мировой политике.
27. Неправительственные акторы мировой политики.
Перевод оценки из 100-балльной в четырехбалльную производится следующим образом:
- отлично – от 80 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов);
- хорошо – от 60 до 79 баллов;
- удовлетворительно – от 45 до 59 баллов;
- неудовлетворительно – менее 45 баллов.
Критерии оценки на зачете (в баллах):
-20-15 баллов выставляется студенту, если студент дал полные, развернутые ответы на все теоретические вопросы билета, продемонстрировал знание функциональных возможностей, терминологии, основных элементов, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Студент без затруднений ответил на все дополнительные вопросы. Практическая часть работы выполнена полностью без неточностей и ошибок;
- 14-10 баллов выставляется студенту, если студент раскрыл в основном теоретические вопросы, однако допущены неточности в определении основных понятий. При ответе на дополнительные вопросы допущены небольшие неточности. При выполнении практической части работы допущены несущественные ошибки;
- 9-5 баллов выставляется студенту, если при ответе на теоретические вопросы студентом допущено несколько существенных ошибок в толковании основных понятий. Логика и полнота ответа страдают заметными изъянами. Заметны пробелы в знании основных методов. Теоретические вопросы в целом изложены достаточно, но с пропусками материала. Имеются принципиальные ошибки в логике построения ответа на вопрос. Студент не решил задачу или при решении допущены грубые ошибки;
- 4-1 баллов выставляется студенту, если ответ на теоретические вопросы свидетельствует о непонимании и крайне неполном знании основных понятий и методов. Обнаруживается отсутствие навыков применения теоретических знаний при выполнении практических заданий. Студент не смог ответить ни на один дополнительный вопрос.
Устный опрос – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.
Вопросы для устного опроса
Тема 1.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Становление политической науки. Сущность и основные черты политики. Понятие политики в истории политических учений. Современные концепции политики. Роль и место политики в жизни современных обществ.
Тема 2.
Проблемы истории политической мысли. Генезис и развитие политических идей в Древнем мире: политические идеи Древнего Востока и Древней Греции и Рима. Особен- ности политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения. Идеи христианской теократии. Великая хартия вольностей и идеи светского конституционализма. Ранние светские политические учения в Западной Европе. Политическое учение Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Политико –правовые идеи исламского Востока. Основные идеи западной политической мысли Нового времени. Матрица западной полити- ческой мысли. Политико – правовая мысль Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза), Англии (Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. С. Милль, Э. Берк), Франции (Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, А. де Токвиль), Германии (И. Кант, Г. Гегель), США (А. Гамильтон, Т. Джефферсон). Политические идеи марксизма: радикализм и социальный реформизм.
Тема 3
Современная политическая мысль. Политические идеи М. Вебера. Взгляды теоретиков элитологии (В. Парето, Г. Моска, Ч. Р. Миллс, Р. Михельс). Институциональный и бихевиоральный подходы к изучению политики. Чикагская школа. Системный подход. Политическая футурология и современный цивилизационный подход. Ценности и особенности российской политической мысли.
Тема 4
Власть как общественное явление. Современные концепции власти. Типология власти. Легальность и легитимность власти. Политические элиты и лидерство. Понятие и структура политической системы. Политические режимы. Современная российская политическая система. Институциональные аспекты политики. Политические идеологии.
Тема 5
Возникновение и сущность партий, их типология. Партийные системы. Специфика многопартийности в России. Общественные организации и движения. Электоральные системы. Выборы и избирательная система современной России.
Тема 6
Понятие и структура политического процесса. Причины динамизма и пути изменения политических систем. Многообразие видов и содержания политического процесса в ходе исторического процесса.
Тема 7
Политическое развитие и модернизация. Революция и реформа. Политические технологии. Политический менеджмент. Политические идеологии. Политический конфликт: его природа, корни, классификация. Специфика политических конфликтов, пути их разрешения. Политическая социализация и политическая культура общества.-
Критерии оценки (в баллах) по устному опросу:
5 баллов выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, доклад отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом;
4-1 балла выставляется обучающемуся, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, доклад отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владеет терминологическим аппаратом;
0 баллов выставляется обучающемуся, ответ которого демонстрирует незнание процессов изучаемой предметной области, отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; незнанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры.
Контрольная работа – письменный ответ студента на заданные вопросы.






