Дисциплина «Политология» относится к базовой части.
Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Цель изучения дисциплины: обеспечение получения знаний об основах политической жизни общества, знаний о методах и инструментах ее изучения, политических институтах и процессах.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «История», «Философия».
Содержание рабочей программы «Политология» (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
Содержание рабочей программы представлено в Приложении № 1.
Фонд оценочных средств по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: -основную научную литературу по дисциплине; - основные исторические понятия и термины; основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию; - место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса - основные комплексы исторических источников по истории; - фактический материал (важнейшие даты и события, имена и характеристики исторических деятелей): - особенности социально-политического и хозяйственно-культурного развития народов мира; - закономерности взаимосвязей человека, культуры и общества в процессе этноисторического развития человечества - исторический механизм для регулирования взаимоотношения государства и общества, - динамику и характер изменений в обществе; - основные черты, факторы развития исторических событий - основные пути развития общества на современном этапе. | Не знает: -основную научную литературу по дисциплине; - основные исторические понятия и термины; основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию; - место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса - основные комплексы исторических источников по истории; - фактический материал (важнейшие даты и события, имена и характеристики исторических деятелей): - особенности социально-политического и хозяйственно-культурного развития народов мира; - закономерности взаимосвязей человека, культуры и общества в процессе этноисторического развития человечества - исторический механизм для регулирования взаимоотношения государства и общества, - динамику и характер изменений в обществе; - основные черты, факторы развития исторических событий - основные пути развития общества на современном этапе. | Знает: -основную научную литературу по дисциплине; - основные исторические понятия и термины; основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию; - место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса - основные комплексы исторических источников по истории; - фактический материал (важнейшие даты и события, имена и характеристики исторических деятелей): - особенности социально-политического и хозяйственно-культурного развития народов мира; - закономерности взаимосвязей человека, культуры и общества в процессе этноисторического развития человечества - исторический механизм для регулирования взаимоотношения государства и общества, - динамику и характер изменений в обществе; - основные черты, факторы развития исторических событий - основные пути развития общества на современном этапе. |
Второй этап (уровень) | Уметь: - критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений -устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего, использовать исторические знания в широких сферах профессиональной и общественной деятельности; - сформулировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным историческим проблемам; уметь характеризовать различные этапы и явления истории цивилизаций в рамках истории человечества; - применять полученные знания в профессиональной деятельности; - критически анализировать и сопоставлять источники и научную литературу; - излагать базовую обще-профессиональную информацию - ставить и решать исследовательские задачи; - разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы); | Не умеет: - критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений -устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего, использовать исторические знания в широких сферах профессиональной и общественной деятельности; - сформулировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным историческим проблемам; уметь характеризовать различные этапы и явления истории цивилизаций в рамках истории человечества; - применять полученные знания в профессиональной деятельности; - критически анализировать и сопоставлять источники и научную литературу; - излагать базовую обще-профессиональную информацию - ставить и решать исследовательские задачи; - разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы); | Умеет: - критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений -устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего, использовать исторические знания в широких сферах профессиональной и общественной деятельности; - сформулировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным историческим проблемам; уметь характеризовать различные этапы и явления истории цивилизаций в рамках истории человечества; - применять полученные знания в профессиональной деятельности; - критически анализировать и сопоставлять источники и научную литературу; - излагать базовую обще-профессиональную информацию - ставить и решать исследовательские задачи; - разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы); |
Третий этап (уровень) | Владеть: навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; место человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России; навыками научной аргументации в научных исследованиях, научной полемике, публичных выступлениях, методикой для использования исторических знаний в педагогической и культурно-воспитательной деятельности; навыками работы с учебной литературой по истории исламской цивилизации и поиска информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать. - навыками научно-исследовательской работы; - навыками активного поиска необходимой информации, умение четко формулировать мысль; - навыками анализа и давать объективную оценку событиям мировой и отечественной истории; - навыками занимать активную жизненную позицию в защите интересов Отечества. | Не владеет навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; место человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России; навыками научной аргументации в научных исследованиях, научной полемике, публичных выступлениях, методикой для использования исторических знаний в педагогической и культурно-воспитательной деятельности; навыками работы с учебной литературой по истории исламской цивилизации и поиска информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать. - навыками научно-исследовательской работы; - навыками активного поиска необходимой информации, умение четко формулировать мысль; - навыками анализа и давать объективную оценку событиям мировой и отечественной истории; - навыками занимать активную жизненную позицию в защите интересов Отечества | Владеет навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; место человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России; навыками научной аргументации в научных исследованиях, научной полемике, публичных выступлениях, методикой для использования исторических знаний в педагогической и культурно-воспитательной деятельности; навыками работы с учебной литературой по истории исламской цивилизации и поиска информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать. - навыками научно-исследовательской работы; - навыками активного поиска необходимой информации, умение четко формулировать мысль; - навыками анализа и давать объективную оценку событиям мировой и отечественной истории; - навыками занимать активную жизненную позицию в защите интересов Отечества |
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: -общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений - основные параметры взаимодействия государства, общества, личности и права - принципы отраслевых юридических наук | Знает -общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений - основные параметры взаимодействия государства, общества, личности и права - принципы отраслевых юридических наук | Не знает -общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений - основные параметры взаимодействия государства, общества, личности и права - принципы отраслевых юридических наук |
Второй этап (уровень) | Уметь: -ориентироваться в проблемах понятия государства, права, норм и системы права, правосознания, правоотношений, реализации права, юридической ответственности, законности - определять сущность юридических явлений в различных сферах жизни - оперировать правовой информацией, обрабатывать, систематизировать и применять ее в профессиональной деятельности при возникновении спорных и конфликтных с точки зрения права ситуаций - анализировать нормативно-правовые акты,источники международного, российского и зарубежного права. | Умеет -ориентироваться в проблемах понятия государства, права, норм и системы права, правосознания, правоотношений, реализации права, юридической ответственности, законности - определять сущность юридических явлений в различных сферах жизни - оперировать правовой информацией, обрабатывать, систематизировать и применять ее в профессиональной деятельности при возникновении спорных и конфликтных с точки зрения права ситуаций - анализировать нормативно-правовые акты,источники международного, российского и зарубежного права. | Не умеет -ориентироваться в проблемах понятия государства, права, норм и системы права, правосознания, правоотношений, реализации права, юридической ответственности, законности - определять сущность юридических явлений в различных сферах жизни - оперировать правовой информацией, обрабатывать, систематизировать и применять ее в профессиональной деятельности при возникновении спорных и конфликтных с точки зрения права ситуаций - анализировать нормативно-правовые акты,источники международного, российского и зарубежного права. |
Третий этап (уровень) | Владеть: -системой представлений об общих закономерностях функционирования современного российского права - категориальным аппаратом данной дисциплины - навыками применения нормативных правовых актов, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности - объемом юридических знаний с целью формирования современного правосознания и ответственной гражданской позиции. | Владеет -системой представлений об общих закономерностях функционирования современного российского права - категориальным аппаратом данной дисциплины - навыками применения нормативных правовых актов, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности - объемом юридических знаний с целью формирования современного правосознания и ответственной гражданской позиции. | Не владеет -системой представлений об общих закономерностях функционирования современного российского права - категориальным аппаратом данной дисциплины - навыками применения нормативных правовых актов, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности - объемом юридических знаний с целью формирования современного правосознания и ответственной гражданской позиции. |
ОПК-13 готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: 1. Воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты 2.Знать основные положения теории государства и права; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать ключевые положения основных отраслей российского права, знать понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, основные законодательные акты Российской Федерации в профессиональной области. | Знает 1. воспроизведение и объяснение учебного материала с требуемой степенью научной точности и полноты. 2.Знает основные положения теории государства и права; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать ключевые положения основных отраслей российского права, знать понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, основные законодательные акты Российской Федерации в профессиональной области. | Не знает 1. воспроизведение и объяснение учебного материала с требуемой степенью научной точности и полноты. 2.Не знает основные положения теории государства и права; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать ключевые положения основных отраслей российского права, знать понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, основные законодательные акты Российской Федерации в профессиональной области. |
Второй этап (уровень) | Уметь: 1.Уметь использовать в профессиональной деятельности необходимые нормативно-правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе 2.Уметь решать типичные задачи профессиональной деятельности на основе воспроизведения стандартных алгоритмов. | Не умеет использовать в профессиональной деятельности необходимые нормативно-правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; решать типичные задачи профессиональной деятельности на основе воспроизведения стандартных алгоритмов. | Умеет использовать в профессиональной деятельности необходимые нормативно-правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; решать типичные задачи профессиональной деятельности на основе воспроизведения стандартных алгоритмов. |
Третий этап (уровень) | Владеть: 1.Понятийным и терминологическим аппаратом дисциплины 2. Владеть навыками самостоятельно применять полученные правовые знания на практике; обеспечивать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. | Владеет понятийным и терминологическим аппаратом дисциплины; навыками самостоятельно применять полученные правовые знания на практике; обеспечивать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. | Не владеет понятийным и терминологическим аппаратом дисциплины; навыками самостоятельно применять полученные правовые знания на практике; обеспечивать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. |
ПК-6 способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |
Не зачтено | Зачтено | ||
Первый этап (уровень) | Знать: методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Знает методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Не знает методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов |
Второй этап (уровень) | Уметь: применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Умеет применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Не умеет применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов |
Третий этап (уровень) | Владеть: методами управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Владеет методами управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Не владеет методами управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов |
Показатели сформированности компетенции.
Критериями оценивания являются баллы, которые выставляются преподавателем за виды деятельности (оценочные средства) по итогам изучения модулей (разделов дисциплины), перечисленных в рейтинг-плане дисциплины.
Шкалы оценивания:
зачтено – от 60 до 110 рейтинговых баллов (включая 10 поощрительных баллов),
не зачтено – от 0 до 59 рейтинговых баллов).
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этапы освоения | Результаты обучения | Компетенция | Оценочные средства |
1-й этап Знания | Знать -основную научную литературу по дисциплине; - основные исторические понятия и термины; основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию; - место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса - основные комплексы исторических источников по истории; - фактический материал (важнейшие даты и события, имена и характеристики исторических деятелей): - особенности социально-политического и хозяйственно-культурного развития народов мира; - закономерности взаимосвязей человека, культуры и общества в процессе этноисторического развития человечества - исторический механизм для регулирования взаимоотношения государства и общества, - динамику и характер изменений в обществе; - основные черты, факторы развития исторических событий - основные пути развития общества на современном этапе. Знать -общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений - основные параметры взаимодействия государства, общества, личности и права - принципы отраслевых юридических наук Знать: 1. Воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты 2.Знать основные положения теории государства и права; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать ключевые положения основных отраслей российского права, знать понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, основные законодательные акты Российской Федерации в профессиональной области. Знать методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | ОК-2способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ОК-4способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОПК-13готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования ПК-6способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Устный опрос (вопросы для самоконтроля), тест, контрольная работа |
2-й этап Умения | Уметь - критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений -устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего, использовать исторические знания в широких сферах профессиональной и общественной деятельности; - сформулировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным историческим проблемам; уметь характеризовать различные этапы и явления истории цивилизаций в рамках истории человечества; - применять полученные знания в профессиональной деятельности; - критически анализировать и сопоставлять источники и научную литературу; - излагать базовую обще-профессиональную информацию - ставить и решать исследовательские задачи; - разрабатывать наглядные материалы (карты, схемы, таблицы); Уметь -ориентироваться в проблемах понятия государства, права, норм и системы права, правосознания, правоотношений, реализации права, юридической ответственности, законности - определять сущность юридических явлений в различных сферах жизни - оперировать правовой информацией, обрабатывать, систематизировать и применять ее в профессиональной деятельности при возникновении спорных и конфликтных с точки зрения права ситуаций - анализировать нормативно-правовые акты,источники международного, российского и зарубежного права. 1.Уметь использовать в профессиональной деятельности необходимые нормативно-правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе 2.Уметь решать типичные задачи профессиональной деятельности на основе воспроизведения стандартных алгоритмов. Уметь применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов. | ОК-2способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ОК-4способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОПК-13готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования ПК-6способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Устный опрос (вопросы для самоконтроля), тест, контрольная работа |
3-й этап Владеть навыками | Владеть - навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; место человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России; навыками научной аргументации в научных исследованиях, научной полемике, публичных выступлениях, методикой для использования исторических знаний в педагогической и культурно-воспитательной деятельности; навыками работы с учебной литературой по истории исламской цивилизации и поиска информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать. - навыками научно-исследовательской работы; - навыками активного поиска необходимой информации, умение четко формулировать мысль; - навыками анализа и давать объективную оценку событиям мировой и отечественной истории; - навыками занимать активную жизненную позицию в защите интересов Отечества. Владеть -системой представлений об общих закономерностях функционирования современного российского права - категориальным аппаратом данной дисциплины - навыками применения нормативных правовых актов, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности - объемом юридических знаний с целью формирования современного правосознания и ответственной гражданской позиции. 1.Понятийным и терминологическим аппаратом дисциплины 2. Владеть навыками самостоятельно применять полученные правовые знания на практике; обеспечивать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. Владеть методами управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | ОК-2способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ОК-4способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности ОПК-13готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования ПК-6способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов | Устный опрос (вопросы для самоконтроля), тест, контрольная работа |