Ознакомление с жанром феерии. Словарная работа. (Слайд 5)
· Почему А. Грин дал повести подзаголовок «феерия»? (Высказывания учащихся.)
Жанр феерия. - Феерия - представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное действие.
- А. Грин дал своему произведению подзаголовок «феерия» не случайно. Ведь феерия – жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы. И, как бывает в сказках, добро побеждает зло. Конечно же, сказочное присутствует в книге Грина. Разве не сказка пришла в жизнь маленькой Ассоль? А разве ей не приходилось бороться за осуществление чуда в жестокой реальности? Об этом столкновении жестокой реальности и романтической мечты мы и поговорим сегодня на уроке, но прежде познакомимся с биографией писателя Александра Степановича Гриневского (Грина).
6.«Это интересно знать!». (Слайд 6.)
· Первое слово, которое прочёл А. Гриневский, было море.
· Впервые он увидел море в г. Одессе в 16 лет, когда хотел стать матросом.
· Гринландия — страна Грина, карта которой есть в музее писателя в г. Феодосии (Крым, Россия).
· А. Грин, несмотря на сложную судьбу, тяжёлые испытания, очень любил мечтать, как и герои, о которых он рассказывал.
VI.. Работа с текстом произведения «Алые паруса».
1. Какова тема этого произведения? (Слайд 9.)
-Соотнесите свои рассуждения с информацией о биографии писателя, с которой вы познакомились. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст.
-В чьи уста вкладывает А. Грин основную идею произведения. Найдите и объясните эти слова. (Глава V)
2.Таблица «Мир реальности и мечты в повести» (Слайд 10 - 11.)
Мир реальности | Мир мечты |
Жизнь семьи Лонгрена: · история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи где я не взяла бы в долг…» · «Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»; · прослужил 10 лет, покинул службу; · отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»; · Лонгрен не пришёл на помощь Меннерсу («чёрную игрушку я сделал…») | Жить ради дочери: · «сложное искусство ращения девочки»; · общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков. |
Жизнь Каперны: · однообразная жизнь (работа – трактир); · люди живут приземлёнными заботами: наработаться, выспаться, накормить семью; · после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери; · «надо уметь любить, а этого они не умеют» (Лонгрен); · «но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен» (Эгль); · дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней | Жизнь мечтательной Ассоль: · неожиданная встреча с Эглем: «я, милая, поэт в душе, хоть никогда не сочинял сам»; · подаренная Эглем сказка; · жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придёт волшебниковый корабль за мной или нет?» |
Вывод: романтическое и реалистическое у Грина тесно сближаются и переплетаются.
3. Игра «Кто это? Что это?» (Слайд 12.)
(Картинки, изображающие предметы и людей, расположены на закрытой доске до начала игры.)
Картинки: парусник с алыми парусами; сказочник; распятие Христа; кастрюля; кольцо; штурвал.
4. Выразительное чтение по ролям фрагмента «Разговор с волшебником» (со слов «Перед ней был не кто иной...» до слов: «Да будет мир пушистой твоей голове!»).
Устное рецензирование выразительного чтения.
- Кому из чтецов лучше всех удалось продемонстрировать выразительное чтение?
- Дайте оценку выразительного чтения каждого чтеца.
- Какие интонации в этом эпизоде берут верх над другими?
- Какое место в данном фрагменте вы прочитали бы по-другому, почему?
- Назовите речевые ошибки, допущенные при выразительном чтении.