1 слайд. Добрый день, уважаемые члены комиссии. Вашему вниманию будет предоставлена работа на тему «Взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения».
2слайд. Актуальность.
Сформированные навыки прогнозирования являются одной из составляющих успешной социализации дошкольника. Учитывая тот факт, что особенности прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением зрения изучены недостаточно, это исследование актуально.
3 слайд. Методологический аппарат представлен на экране. Позвольте на нем не останавливаться и перейти к результатам работы.
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что существует взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения, так как способность детей предвосхищать развитие событий, поведения детей и взрослых оказывает влияние на их адаптацию в обществе.
Цель определяет задачи исследования:
- провести научный обзор литературы по данной проблеме;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения;
- проанализировать особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения;
- исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения.
Объект исследования - социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – успешная социализация дошкольников с нарушениями зрения.
4 слайд. На этом слайде Вы видите основных авторов, которые изучили этот вопрос.
Исходя из первой задачи изучили научный обзор литературу по данной проблеме. По второй задаче рассмотрели психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения.
Слайд 5. В ходе решения 3 и 4 задачи было проведено Эмпирическое исследование социализации детей с нарушениями зрения.
Были выбраны дети в возрасте 6-7 лет с нарушениями зрения в количестве 15 человек и 15детей без нарушения зрения.
Для того, чтобы получить полноценные и объективные данные, необходимо проанализировать результаты, полученные по каждой методике в отдельности.
Слайд 6. Представим результаты проективной методики «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной.
По таблице видно, что для дошкольников с нарушениям зрения в своем большинстве характерны низкие значения социальной компетентности, описывая ту или иную ситуацию они демонстрируют уход от ситуации или жалоба взрослому, характерна для них и агрессивное решение.
Слайд 6. Результаты исследования по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго для детей с нарушениями зрения характерны низкие значения опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, ответы на вопросы с помощью.
Слайд 7. Подводя итоги следующей задачи:проанализировать особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения;
По методике «Прогностические истории» по шкале «Прогнозирование действий» уровень развития прогностической способности у детей с нарушением зрения ниже, чем у детей с нормой в развитии, их общение имеет особенности, проявляющиеся в неумении прогнозировать действия других людей.
По шкале «Прогнозирование высказываний» у детей с нарушением зрения прогноз построен без учета значимых отношений, социальных норм, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза.
По шкале «Прогнозирование чувств» дети с нарушением зрения демонстрируют ранние, незрелые, несоответствующие возрасту модели поведения, они характеризуются низким социально-коммуникативным развитием, снижена мотивационно-потребностная сфера.
Слайд 8. Представим результаты опросника «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации»
По шкале «Послушность, соответствие ожиданиям взрослых»
для детей с нарушением зрения отражает не конгруэнтность поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации.
По шкале «Безопасность» дети с нарушением зрения не ориентированы на сохранение жизни и здоровья, часто они не соблюдают правила здорового поведения.
По шкале «Самообслуживание, гигиена» дети с нарушением зрения не могут осуществить уход за собой, не соблюдают режим дня, и правила, направленные на поддержание гигиены, самообслуживания.
По шкале «Самоконтроль» показатели в группе детей с нарушением зрения предполагают импульсивное поведение ребёнка, неспособность доводить начатое дело до конца, невнимательность, громкие эмоциональные реакции.
Слайд 9. Подводя итоги следующей задачи «Исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения»,
Выявлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «Прогнозирование действий» и параметром «Послушание» (rэмп=0,48, р=0,05), можно сказать, что способность к прогнозированию действий других людей коррелирует с конгруэнтностью поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации.
Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена между шкалой «Прогнозирование действий» и параметром «Самообслуживание» (rэмп=-0,54, р=0,05), можно сказать, что низкая способность к прогнозированию действий определяет несоответствие детей с нарушением зрения правилам ухода за собой, общепринятым в культуре гигиеническим правилам
Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена между шкалой «Прогнозирование высказываний» и параметром «Безопасность» (rэмп=-0,48, р=0,05), можно сказать, что низкая способность к прогнозированию высказываний определяет отсутствие ориентации культуры на сохранение жизни и здоровья у детей с нарушением зрения.
Эти данные дают основания рассматривать прогностическую компетентность, как показатель благополучно протекающей социализации и различных отклонений.
Слайд 10
Рассмотрим взаимосвязи в способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников без нарушения зрения.
Корреляционная взаимосвязь выявлена между шкалой «Прогнозирование высказываний» и параметром «Безопасность» (rэмп=0,48, р=0,05), можно сказать, что высокая способность к прогнозированию высказываний определяет ориентацию культуры на сохранение жизни и здоровья у детей с нормой развития.
Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена между параметром «Безопасность» и параметром «Послушание» (rэмп=-0,50, р=0,05), можно сказать, что отсутствие ориентации ребенка на сохранение жизни и здоровья связано низкой конгруэнтностью поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации
СЛАЙД 11. Особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения
Слайд 12. Таким образом, по результатам исследования можно отметить, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза о том, что существует взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения – подтверждена.
Спасибо за внимание!




















