Доклад к защите выпускной квалификационной работы

 

1 слайд. Добрый день, уважаемые члены комиссии. Вашему вниманию будет предоставлена работа на тему «Взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения».

2слайд. Актуальность.

Сформированные навыки прогнозирования являются одной из составляющих успешной социализации дошкольника. Учитывая тот факт, что особенности прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением зрения изучены недостаточно, это исследование актуально.

3 слайд. Методологический аппарат представлен на экране. Позвольте на нем не останавливаться и перейти к результатам работы.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что существует взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения, так как способность детей предвосхищать развитие событий, поведения детей и взрослых оказывает влияние на их адаптацию в обществе. 

Цель определяет задачи исследования:

-   провести научный обзор литературы по данной проблеме;

-   рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения;

-   проанализировать особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения;

-   исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения.

Объект исследования - социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – успешная социализация дошкольников с нарушениями зрения.

4 слайд. На этом слайде Вы видите основных авторов, которые изучили этот вопрос.

Исходя из первой задачи изучили научный обзор литературу по данной проблеме. По второй задаче рассмотрели психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения.

Слайд 5. В ходе решения 3 и 4 задачи было проведено Эмпирическое исследование социализации детей с нарушениями зрения.

Были выбраны дети в возрасте 6-7 лет с нарушениями зрения в количестве 15 человек и 15детей без нарушения зрения.

Для того, чтобы получить полноценные и объективные данные, необходимо проанализировать результаты, полученные по каждой методике в отдельности.

Слайд 6. Представим результаты проективной методики «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной.

По таблице видно, что для дошкольников с нарушениям зрения в своем большинстве характерны низкие значения социальной компетентности, описывая ту или иную ситуацию они демонстрируют уход от ситуации или жалоба взрослому, характерна для них и агрессивное решение.

Слайд 6. Результаты исследования по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго для детей с нарушениями зрения характерны низкие значения опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, ответы на вопросы с помощью.

Слайд 7. Подводя итоги следующей задачи:проанализировать особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения;

По методике «Прогностические истории» по шкале «Прогнозирование действий» уровень развития прогностической способности у детей с нарушением зрения ниже, чем у детей с нормой в развитии, их общение имеет особенности, проявляющиеся в неумении прогнозировать действия других людей.

По шкале «Прогнозирование высказываний» у детей с нарушением зрения прогноз построен без учета значимых отношений, социальных норм, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза.

По шкале «Прогнозирование чувств» дети с нарушением зрения демонстрируют ранние, незрелые, несоответствующие возрасту модели поведения, они характеризуются низким социально-коммуникативным развитием, снижена мотивационно-потребностная сфера.

Слайд 8. Представим результаты опросника «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации»

По шкале «Послушность, соответствие ожиданиям взрослых» 

для детей с нарушением зрения отражает не конгруэнтность поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации.

По шкале «Безопасность» дети с нарушением зрения не ориентированы на сохранение жизни и здоровья, часто они не соблюдают правила здорового поведения. 

По шкале «Самообслуживание, гигиена» дети с нарушением зрения не могут осуществить уход за собой, не соблюдают режим дня, и правила, направленные на поддержание гигиены, самообслуживания.

По шкале «Самоконтроль» показатели в группе детей с нарушением зрения предполагают импульсивное поведение ребёнка, неспособность доводить начатое дело до конца, невнимательность, громкие эмоциональные реакции.

Слайд 9. Подводя итоги следующей задачи «Исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения»,

Выявлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «Прогнозирование действий» и параметром «Послушание» (rэмп=0,48, р=0,05), можно сказать, что способность к прогнозированию действий других людей коррелирует с конгруэнтностью поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации.

Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена  между шкалой «Прогнозирование действий» и параметром «Самообслуживание» (rэмп=-0,54, р=0,05), можно сказать, что низкая способность к прогнозированию действий определяет несоответствие детей с нарушением зрения правилам ухода за собой, общепринятым в культуре гигиеническим правилам

Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена между шкалой «Прогнозирование высказываний» и параметром «Безопасность» (rэмп=-0,48, р=0,05), можно сказать, что низкая способность к прогнозированию высказываний определяет отсутствие ориентации культуры на сохранение жизни и здоровья у детей с нарушением зрения.

Эти данные дают основания рассматривать прогностическую компетентность, как показатель благополучно протекающей социализации и различных отклонений.

Слайд 10

Рассмотрим взаимосвязи в способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников без нарушения зрения.

Корреляционная взаимосвязь выявлена между шкалой «Прогнозирование высказываний» и параметром «Безопасность» (rэмп=0,48, р=0,05), можно сказать, что высокая способность к прогнозированию высказываний определяет ориентацию культуры на сохранение жизни и здоровья у детей с нормой развития.

Отрицательная корреляционная взаимосвязь выявлена между параметром «Безопасность» и параметром «Послушание» (rэмп=-0,50, р=0,05), можно сказать, что отсутствие ориентации ребенка на сохранение жизни и здоровья связано низкой конгруэнтностью поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации

СЛАЙД 11. Особенности способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями зрения

Слайд 12. Таким образом, по результатам исследования можно отметить, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза о том, что существует взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения – подтверждена.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 





 



 



 

 

 



 

 














double arrow
Сейчас читают про: