Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Крым осуществляется в соответствии с п. 1ст. 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее закон об образовании), согласно которому содержания образования и усилия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.
|
|
Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
· обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
· инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
· адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
|
|
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:
v совместно с другими обучающимися;
v в отдельных классах, группах;
v в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
|
|
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону.