Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (практическое) № 47
Тема занятия: «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования»
Цели занятия:
Образовательная:
Систематизировать знания студентов, полученных в ходе теоретического занятия.
Рассмотреть алгоритмы по подготовке пациента и взятие биоматериала для лабораторных исследований мочи и мокроты.
Ход занятия
1. Дайте письменный ответ на нижеперечисленные вопросы:
1. Назовите основные виды биосубстратов для лабораторных методов исследования.
2. Назовите виды лабораторий, их назначение.
3. Перечислите правила техники безопасности при работе с биологическими материалами.
4. Как осуществить туалет полости рта?
5. Какое оснащение необходимо подготовить для подмывания пациента?
6. Назовите патологические компоненты в мочи и связанную с ними патологию.
7. Какие сестринские вмешательства необходимо осуществить при сборе биоматериала для исследований.
8. Перечислите правила забора, хранения и транспортировки биоматериала.
Законспектируйте глоссарий, алгоритмы и образцы этикеток-направлений в рабочую тетрадь
Глоссарий
Биосубстрат – биологический материал.
Гематурия – обнаружение крови в моче.
Глюкозурия – обнаружение глюкозы в моче.
Дезинфекция – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов.
Дезинфектанты – химические вещества различного происхождения, состава и назначения, вызывающие гибель или приостановку жизнедеятельности микроорганизмов.
Диастаза - вещество-фермент, участвующее в процессах расщепления углеводов.
Лейкоцитурия - обнаружение лейкоцитов в моче.
Мокрота – патологическое отделяемое из дыхательных путей.
Пиурия -обнаружение гноя в моче.
Протеинурия - обнаружение белка в моче.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
"Взятие мочи для общего анализа”
Цель: определение качественных и количественных показателей мочи.
Этапы | Последовательность действий |
1. Подготовка оснащения и условий. | 1.Приготовьте чистую посуду, ёмкостью 250 мл накануне вечером. 2. Объясните пациенту цель предстоящего исследования. 3. Получите согласие пациента. 4.Предупредите, что мочу пациент должен собрать и сдать утром. |
2. Подготовка пациента. | Утром провести тщательный туалет наружных половых органов. |
3. Выполнение манипуляции. | 1.Собрать 100-150 мл. мочи в подготовленную емкость, предварительно спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно (средняя порция мочи). 2. Оформить этикетку-направление к емкости с биоматериалом, наклейте ее. 3.В течение 20-30 минут мочу доставить в лабораторию. |
Оформление этикетки-направления:
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
"Взятие мочи по Нечипоренко"
Цель: количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров.
Этапы | Последовательность действий |
1. Подготовка оснащения и условий. | 1. Приготовьте чистую посуду, ёмкостью 250 мл накануне вечером. 2. Объясните пациенту цель предстоящего исследования. 3. Получите согласие пациента. 4.Предупредите, что мочу пациент должен собрать и сдать утром. |
2. Подготовка пациента. | Утром провести тщательный туалет наружных половых органов. |
3. Выполнение манипуляции. | 1. Собрать 50 мл. мочи в подготовленную емкость, предварительно спустив небольшое количество мочи в унитаз/судно (средняя порция мочи). При сборе исключить соприкосновение с краями емкости. 2. Оформите этикетку-направление к емкости с биоматериалом, наклейте ее. 3. В течение часа доставьте мочу в лабораторию. |
Оформление этикетки-направления:
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
"Взятие мочи по Зимницкому"
Цель: определение концентрационной (удельный вес мочи) и выделительной (количество мочи) функции почек – суточный, ночной, дневной диурез, плотность в каждой порции.
Этапы | Последовательность действий |
1. Подготовка оснащения и условий. | 1.Подготовьте чистую посуду-8 баночек ёмкостью 250-500 мл. 2.Объясните пациенту ход, цель, предстоящего исследования. 3.Получите согласие пациента. |
2. Подготовка пациента. | 1.Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного режима (водный и пищевой) 2.Утром предложите пациенту подмыться. |
3. Выполнение манипуляции. | 1.Разбудить пациента в 6.00 утра, попросить спустить мочу в унитаз. 2.Первую очередь мочи собрать в 9.00, все количество. 3.Через каждые 3 часа пациент мочится и собирает всю порцию мочи. 4.На банки наклейте этикетки с направлениями. 5.Все 8 порций мочи направить в лабораторию. |
Оформление этикетки-направления:
|
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
"Взятие мочи на диастазу"
Цель: определение содержания фермента поджелудочной железы; амилазы, расщепляющей крахмал.
Этапы | Последовательность действий |
1. Подготовка оснащения и условий. | 1.Приготовьте чистую посуду, ёмкостью 250 мл, подогретую на водяной бане до t 370С. 2.Объясните пациенту ход, цель, предстоящего исследования. 3.Получите согласие пациента. |
2. Подготовка пациента. | Утром предложите пациенту подмыться. |
3. Выполнение манипуляции. | 1. На емкость наклейте этикетку - направление. 2. Попросите пациента помочиться в емкость. 3.Теплую мочу в количестве 50 мл немедленно доставьте в лабораторию. |
Оформление этикетки-направления:
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
"Взятие мочи на сахар"
Цель: определение содержания сахара в моче (в норме наблюдается его отсутствие).
Этапы | Последовательность действий |
1. Подготовка оснащения и условий. | 1.Приготовьте чистую посуду, ёмкостью 250 мл. и 3л. 2.Объясните пациенту ход, цель, предстоящего исследования. 3.Получите согласие пациента. |
2. Подготовка пациента. | 1.Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного режима (водный и пищевой) 2.Утром предложите пациенту подмыться. |
3. Выполнение манипуляции. | 1.Разбудить пациента в 6.00 утра, попросить спустить мочу в унитаз. 2.До 6.00 следующего утра попросите пациента мочиться в одну ёмкость. 3.Утром следующего дня перемешайте мочу деревянной палочкой, измерьте общий объем. 4.Отлейте 150-200 мл. 5.На емкость наклейте направление, укажите общий объем мочи. 6.Доставьте мочу в лабораторию. |
Оформление этикетки-направления:
|