Конспект урока по литературному чтению 3 класс

М. М. Зощенко «Золотые слова»

(продолжение)

Планируемые результаты

Предметные:

продолжат знакомство с произведением М. М. Зощенко;

научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке.

Метапредметные:

познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов;

коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные:

осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писательМ. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни

Ход урока

1. Мотивация

-Чтение учителем слов французского философа Жан Жака Руссо:

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

2. Речевая разминка

-Чтобы правильно, внятно говорить и читать проведем речевую разминку. У каждого ребенка есть свой текст скороговорки под номером. Дети готовятся полминуты. Начинает ученик, номер которого соответствует числу дня. Следующий называет любой номер ученика для ответа. Выбор лучшего.

-Работа с пословицей.

На карточках у детей есть пословица:

На обиженных воду возят.

Выполнить задание:

-прочитать печально, грустно, шепотом, вопросительно, наоборот.

Более 150 лет назад эта пословица звучала»На сердитых воду возят на упрямой лошади», последний царь Петр 1 издал приказ: на тех,кто злился и сердился. Вешали коромысло с водой и заставляли бегать около водоема»

-Где вам встречалась эта пословица?

- Определите тему урока. (на слайде)

Определение целей урока

На слайде закончить высказывание:

-Мы вспомним (содержание произведения);

-Мы будем уметь (находить ответы на вопросы в тексте);

-Мы узнаем (почему так называется рассказ);

-Мы сможем (поразмышлять над поступками героев)

Для создания проблемной ситуации прикрепляю на доске: «слова».

- Какие прилагательные могут употребляться с этим существительным?

(добрые, вежливые, мудрые, грубые, непонятные, золотые)

- Что это такое – золотые слова? Что под этим подразумевается?

(прикрепляются на доску.)

Предположения могут быть следующими:

золотые слова помогают правильно жить на свете;

золотые слова – это поучительные фразы;

это слова, которые влияют на всю жизнь;

золотые слова помогают при общении с другими людьми;

это важные слова, они исправляют поведение человека;

золотые слова – это мудрые пословицы. Они помогают стать культурным человеком;

это могут быть слова морали из басен;

золотые слова произносит человек, который редко ошибается, опытный и мудрый.)

- Ребята, у вас появилось много разных предположений, но вопрос о том, что всё-таки подразумевается под выражением «золотые слова», по-прежнему остаётся открытым. Как мы можем найти ответ на этот вопрос?

Обмен информацией

-Назовите главных героев рассказа (Леля, Минька, папа. мама, папин начальник, бабушка. Таблички с именами на доске. Дети работают в группах, готовят характеристику героям.

Мама- Строгая, может "шикнуть" на Лелю, даже наградить ее шлепком.

Папа- Немного строгий, но добрый человек, защищающий своих детей, только в угоду своему начальнику запретил детям разговаривать за столом.

Бабушка-

Ленька- как старший брат, защищает сестренку. Обладает чувством юмора:"Угоревший пожарник сказал "мерси", хотя хотел сказать "Караул!"

Леля- Непоседа, вечно сидящая "как на иголках", остроумная, заметившая, что угоревший пожарник не мог сказать "мерси".

Папин начальник- Не умный человек, любит хвалиться ("вытащил пожарного из огня", гневный самодур, запрещающий родителям приглашать своих детей за стол, ругает родителей за плохое воспитание детей (хотя сам находится в гостях именно у родителей этих детей)

-Найти ответ в тексте по заданию:

-Почему Леля и Минька любили ужинать со взрослыми?

- Отчего папин начальник покраснел?

- Какое решение принял папа, когда дети разозлили начальника?

- И вот в один прекрасный день мы ужинаем снова со взрослыми…

Физминутка

- Я обмер от страха.

Показ слайда и рассказ о пользе чая, кофе, молока с маслом.

- Почему папа сказал: «Это не гадкие дети, а глупые»?

-Какие золотые слова нужно было детям записать в своем сердце? (ответы и показ на слайде)

-Не перебивай собеседника.

-Учитывай разницу в возрасте

-Уважай говорящего

Действуй с учетом сложившихся обстоятельств

Вывод

Золотые слова – это слова или выражения, которые характеризуются особой ценностью для человека. В роли золотых слов могут выступать пословицы, афоризмы, слова морали из известных басен. Но есть и золотые слова, которые рождаются в семье. В конкретном семейном окружении.

- А в вашей жизни, ребята, были такие золотые слова? Рождались ли в вашем семейном окружении слова такой значимости? (Дети дома готовили сердечки с семейными золотыми словами)

-Давайте послушаем какие золотые слова помогли автору стать в жизни счастливым человеком? (отрывок из мультика)

-Какие книги М. Зощенко вы приготовили на книжную полку? (дети принесли другие рассказы)

Наша книжная полка пополнилась еще замечательными произведениями, вам будет интересно, что вы еще читаете в свободное время? Итак, Моя книжная полка. (видео)

Рефлексия (досказать фразы. На слайде):

-Познакомившись с рассказом М. Зощенко «Золотые слова» ….

Мне было интересно…

Теперь я…

Я расскажу дома…

Оценивание

Поделитесь каждая группа настроением (показать смайл)

Дома (вопросы или кроссворд)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: