Глава 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

Конспект по теме

"Психофизиологические основы деятельности водителя"

Введение.

Задача пособия: помочь водителям в решении определѐнных дорожно-транспортных ситуаций.

Глава 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

Ощущение – познавательный процесс. При ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов окружающего нас мира.

Восприятие - познавательный процесс. При восприятии качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в виде единого образа. Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. В нѐм объединено несколько ощущений, что даѐт представление о предмете или явлении в виде единого образа. Восприятие включает не только ощущения, но и память, мышление и воображение. Особенно важно зрительное восприятие (80-90 % всей информации, в 100 раз больше чем при помощи слуха). Для уверенного управления автомобилем важна точность зрительных восприятий, так как именно с их помощью оцениваются:

· положение автомобиля на дороге,

· размеры проезжей части,

· расстояние до препятствия и т. д.

Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в тѐмное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость. Зрительное восприятие зависит и от расположения солнца и тени. Н-р, если солнце стоит низко над горизонтом, то дорога сильно блестит, что вызывает резкое сужение зрачков и ограничивает поступление в глаза света. В результате силуэты людей на дороге теряются, ухудшается видимость объектов, находящихся в тени. Если солнце стоит низко и светит в спину, то возникающая впереди автомобиля тень ухудшает видимость. Кроме того, солнечные лучи, отражаясь в рассеивателях светофоров и задних фонарей автомобилей, создают фантом-эффект (фантом — призрак, привидение). При этом возникает иллюзия горения невключѐнного светофора, в результате чего трудно определить, какой же сигнал светофора горит в действительности, а также включѐн или нет сигнал поворота или стоп-сигнал впереди идущего автомобиля.

Глаз (лат. oculus) – орган зрения, воспринимающий световые раздражения. Имеет сложное строение. Не вся область сетчатки человеческого глаза чувствительна к свету. Присутствует эффект «слепого пятна».

Основные характеристики зрительного анализатора:

1. Поле зрения - пространство, одновременно воспринимаемое глазом при неподвижном взоре и фиксированном положении головы. Его величина зависит от ряда факторов, включая анатомические особенности лица человека. Поле зрение для каждого глаза в отдельности составляет:

– по горизонтали наружу......80°;

 – по горизонтали внутрь.......60°;

– вверх...................................55°;

– вниз......................................70°

Положение границ поля зрения зависит от цвета предмета (в порядке уменьшения поля зрения с шагом 10-15 %: белый, голубой, красный, зелѐный). С увеличением скорости движения поле зрения водителя сужается. Такова природа органов зрения человека. Это обстоятельство заметно увеличивает опасность происшествий при неожиданном появлении пешехода или животного на дороге. Особенно опасно движение на высоких скоростях в транспортном потоке, когда автомобили движутся на близком расстоянии друг от друга, и водители лишены свободы маневра. Площадь поля зрения глаза меняется в зависимости от освещѐнности и яркости. Кроме того, границы поля зрения сужаются:

· при уменьшении размеров объекта;

· при уменьшении яркости объекта;

· при утомлении и воздействии неблагоприятных факторов

2. Острота зрения - способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Для оценки остроты зрения используют в нашей стране таблицы Головина-Сивцева и Орловой, которые состоят соответственно из 12 и 10 рядов букв или знаков. Так, детали самых крупных букв видны с расстояния в 50, а самых мелких — с 2,5 метра. Нормальная острота зрения у большинства людей соответствует единице. Это значит, что при такой остроте зрения мы можем с расстояния в 5 метров свободно различать буквенные или другие изображения 10-го ряда таблицы.

Установлено, что 80–90% времени взгляд водителя направлен на дорогу, при этом он использует центральное зрение. Центральное зрение — это способность человека различать не только форму и цвет рассматриваемых предметов, но и их мелкие детали. Однако для восприятия дорожной обстановки необходим перевод взгляда в зоны периферического зрения. Для этого нужно время. Н-р, перевод взгляда и поворот головы на появившийся на перекрѐстке справа автомобиль составляет 1 с, а среднее время фиксации взгляда с оценкой обстановки на этой же стороне дороги составляет 0,8 с. Перевод взгляда на спидометр и обратно на дорогу требует 1,5 – 1,9 с, восприятие показаний всех контрольно-измерительных приборов при тех же перемещениях составляет 5,5 – 7,0 с. Такие отвлечения от дороги в условиях интенсивного движения могут быть причиной ДТП.

Острота зрения с возрастом изменяется. Развивается возрастная дальнозоркость, когда водитель чѐтко видит дорогу, но плохо видит показания автомобильных контрольноизмерительных приборов.

Это интересно: недостаточная видимость - 300м, т.к. одна из причин: на этом расстоянии человека в тёмном не видно.

3.Глубинное зрение (глазомер) - способность без использования средств измерений определять и сравнивать размеры, воспринимать форму, удалѐнность и направление движения предметов, т.е. динамический глазомер. Его можно развивать систематическими упражнениями. Хорошо развитый динамический глазомер необходим водителю при выборе дистанции и интервалов, при объезде и обгоне, при въезде в ворота, смене полосы движения, разъезде на нерегулируемом перекрѐстке

С увеличением скорости движения водитель направляет взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносится взгляд водителя, тем шире участок дороги, воспринимаемый им, тем больше объектов в его поле зрения. Для обгона - не менее 600 — 800 м, что обеспечивает наибольшую безопасность движения. Важную информацию водитель получает при восприятии дорожных знаков. Для чѐткого и быстрого их восприятия не допускается располагать на одной опоре более трѐх знаков или количество объектов на информационных знаках не должна превышать трѐх.

4.Цветоощущения - это психологическая характеристика, представляющая собой ощущение человека, вызванное воздействием световой энергией. В коре головного мозга это возбуждение синтезируется в ощущение определѐнного цвета. Нарушение восприятия цвета называется дальтонизмом. Обычно дальтоники не различают красный и зелѐный цвета и воспринимают их как оттенки серого. Дальтоникам права на управление транспортным средством не выдают.

Зрительные иллюзии.

В деятельности водителя часто встречаются зрительные иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др.

Например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем она есть на самом деле. В результате он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии.

 В психологических экспериментах установлено:

· На оценку скорости движения отдельных объектов влияют их размеры: скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) — больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить».

· При окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создаѐтся впечатление, что автомобиль уходит вперѐд, т.е. движется ускоренно.

· После окончания разгона центр тяжести тела перемещается вперѐд, что воспринимается как торможение.

· В тѐмное же время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности.

· А при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости скорость своего автомобиля водителем воспринимается меньше, чем в действительности.

· Человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная.

· Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создаѐт опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями.

· Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота — увеличенной. Относительно пологие подъѐмы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.

· Причиной ошибок водителей может быть неправильная оценка расстояний по вертикали и горизонтали. Движение по узкой горной дороге, когда слева появляется нависшая скала, а справа — крутой обрыв. Водители прижимают автомобиль к обрыву, хотя это опасно. Такие действия объясняются тем, что расстояния по вертикали оцениваются менее точно, чем по горизонтали. Поэтому, опасаясь, что скала заденет крышу автомобиля, водитель берет правее.

· Определенные условия освещения дороги: сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым.

· Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создаѐтся впечатление движения по спуску.

· Движение автомобилей тѐмной окраски (чѐрных или тѐмно-зелѐных) кажется более медленным, а расстояние до них больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили тѐмных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, жѐлтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности, что повышает безопасность дорожного движения. Установлено, что на расстоянии 100 м от автомобиля, движущегося со скоростью 70 км/ч, встречные автомобили разных цветов воспринимаются по-разному. Так, чѐрный автомобиль кажется удалѐнным на 108 м, а его скорость оценивается не более 62 км/ч, автомобиль красного цвета — на 92 м, а скорость — не менее 78 км/ч. Исследователями установлено: реже всего попадают в аварии жёлтые, красные и белые авто. Почему запрещающий сигнал светофора красный? Красный же цвет имеет наибольшую длину волны, распространяется с наименьшими потерями и виден на большом расстоянии. Поэтому красный цвет как сигнал опасности был принят вначале на железнодорожном, а затем и на автомобильном транспорте.

· В условиях тумана водителю следует учитывать, что расстояние до предметов представляется бòльшим, чем в действительности

Вероятность появлений иллюзий повлияла на установившиеся нормы в некоторых нормативных документах. Так лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, должны следовать по ходу движения транспортных средств. Движение пешеходов, ведущих в руках велосипед, мопед, мотоцикл по ходу движения ТС, вызвано тем, что данные ТС оснащаются световыми приборами, спереди белого цвета, а сзади – красного. И если они будут вестись пешеходами по левой стороне дороги, то это может повлечь неправильную ориентировку водителей ТС в тѐмное время суток.

· Для улучшения видимости в тумане рекомендуются противотуманные фары, которые устанавливаются ниже фар головного света, что позволяет освещать промежуток между туманом и дорожным покрытием. Опускать противотуманные фары ниже, чем на 40–50 см над дорожным покрытием опасно тем, что водителям встречных автомобилей начинает казаться, будто дорога идѐт под уклон, а машина с проитивотуманными фарами движется на расстоянии в два-три раза больше, чем это есть на самом деле. Кроме того, при очень низком расположении фар у водителя возникает иллюзия увеличения скорости в 2 – 3 раза по сравнению с действительной.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутствующие как результат болезненного состояния человека. Метод борьбы – соблюдение режима труда и отдыха.

5.Адаптация - приспособление глаза к меняющимся условиям освещения. Наиболее полно изучены изменения чувствительности глаза человека при переходе от яркого света в полную темноту (так называемая темновая адаптация)...

 

 

Тест.

1. 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 1   6. 3 7. 2 8. 3 9. 4 10. 2   11. 3 12. 2 13. 1 14. 1 15. 1   16.2 17.1 18.1 19.1 20.3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: