Индивидуальные задания

Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (зачет)

1. Предмет и объект социологии. Журналистика и социология: область взаимодействия.

2. Структура социологического знания. Социология журналистики и общественного мнения в сисеме социологического знания.

3. Назначение, понятие и структура социожурналистики.

4. Функции социологии и социальные функции массовой коммуникации.

5. Социологическая мысль в философии Древней Греции.

6. Социологические идеи эпохи Средневековья и Возрождения.

7. Социологические концепции Нового времени.

8. Мыслители XVII–XVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.

9. Социально-экономические модели развития общества в теориях либерализма.

10. Позитивистская социология О. Конта.

11. Эволюционистская социология Г. Спенсера.

12. Общесоциологическая теория марксизма. Роль идеологии в социальной системе общества.

13. Концепция «коллективного сознания» Е. Дюркгейма.

14. Понимающая социология М. Вебера. М. Веберо журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.

15. Современные социологические школы и направления.

16. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Фромм)

17. Этапы развития социологической мысли в России. Традиции и опыт социологии журналистики в России.Традиции и опыт социологии журналистики в России.

18. Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).

19. Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.

20. Общественное мнение и информационное пространство (П. Бурдье).

21. Системный подход к обществу в социологии. Понятие «общество» в социологии, его признаки.

22. Типология обществ и ее критерии.

23. Понятие социальных изменений, развития и их движущие силы. Роль реформ в общественном развитии.

24. Основные черты постиндустриального общества. Инфосфера и СМИ.

25. Социальная структура общества, ее основные элементы.

26. Понятие «социального института». Их типы и функции. Журналистика как социальный институт.

27. Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.

28. Понятия социальной роли и статуса. Журналист, его социальная роль. Социальный и профессиональный статусы журналиста.

29. Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

30. Теория стратификации как теория социального неравенства.

31. Понятие «социальной мобильности». Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.

32. Понятие социальной группы и общности, их классификация.

33. Профессиональная подструктура общества.

34. Этнические общности и проблемы этносоциологии.

35. Понятие и сущность социального взаимодействия. Классификация форм социального взаимодействия. Конфликт как тип взаимодействия.

36. Составляющие предмета социологии культуры.

37. Хозяйственные социальные институты и их влияние на социальную структуру. Проблема занятости населения.

38. Социология молодежи как специальная социологическая теория. Сущность молодежи и ее основное социальное качество.

39. Молодежное сознание и основные уровни его функционирования. Целевая молодежная аудитория.

40. Ключевые понятия и категории социологии личности: человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности.

41. Философско-социологические представления о личности.

42. Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему. Современные СМИ как фактор социализации.

43. Массовая культура и социальное поведение личности. Социальные роли и социальные установки. Проблема девиантного поведения.

44. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические типы семьи, тенденции ее развития в современном мире.

45. Общая характеристика отраслевой социологической теории религии.

46. Общая характеристика отраслевых социологических теорий политики и права. Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.

47. Информационная политика государства и журналистика.

48. Эффективность деятельности журналиста. Сущность и значение обратной связи.

49. Социологический инструментарий и возможности его применения журналистом.

50. Программа социологического исследования, ее значение и составные части.

51. Методы сбора информации, проблема их достоверности и объективности.

52. Типы и виды выборок, требования к ним. Репрезентативность в социологии и журналистике.

53. Методы конкретно-социологического исследования.

54.  Анализ телевизионной продукции и СМИ как коммуникаторов общественного мнения.

55. Интервью и наблюдение в работе журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.

56. Разновидности опроса, техника их проведения. Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.

57. Методика контент-анализа в труде журналиста.

58. Публицистический прогноз.

59. Обработка и анализ первичной социологической информации. Оформление результатов социологического исследования. Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.

60. Роль личности журналиста-социолога в проведении социологического исследования. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

 

12. Образец экзаменационного билета (не предусмотрен )

 

13.Образецтестового задания (при наличии)

Задание (выбрать правильный вариант)

Что является видами социологического опроса:

1. Контент анализ;

2. Анализ документов;

3. Анкета;

4. Экспертная оценка.

Критерии оценивания

Шкала оценивания: государственная и ECTS

Оценка по шкале ЕСТS Оценка по 100-балльной шкале Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) Оценка по государственной шкале (зачет)
А 90-100 5 (отлично) зачтено
В 80-89 4 (хорошо) зачтено
С 75-79 4 (хорошо) зачтено
D 70-74 3 (удовлетворительно) зачтено
E 60-69 3 (удовлетворительно) зачтено
FX 35-59 2 (неудовлетворительно)  с возможностью повторной сдачи не зачтено
F 0-34 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов не зачтено

Баллов

· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;

· глубокие знания по истории социологии, в частности, основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, конкретных социологических теорий, социологии журналистики;

· понимание, умение анализировать и освещать в СМИ основных тенденций развития общества, социальных процессов, социального взаимодействия, социальных общностей, современной инфосферы общества;

· знание основных проблем специальных и отраслевых социологических теорий, характер освещения их в научной литературе и специфику отражения в СМИ;

· знание закономерностей развития теорий личности, социальной динамики, экономики, труда и управления, этапов их формирования, изменений систем ценностей;

· правильное обоснование научных положений конкретными фактами, статистическими материалами и тому подобное, специфику их подачи в СМИ;

· знание методов и методик конкретного социологического исследования;

· владение категориальным аппаратом социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 1-2 неточности в изложении материала, не влияющие на правильные выводы или решения, полученный высокий результат.

Баллов

· полное выполнение всех обязательных заданий;

· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;

· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы для раскрытия их сущности в СМИ;

· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;

· знание основных проблем социального бытия и развития экономики, характеристик процессов труда и управления, освещение их в научной литературе и СМИ;

· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 1-3 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.

75-79

· выполнение всех обязательных заданий;

· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;

· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы для раскрытия их сущности в СМИ;

· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;

· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 3-4 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.

70-74

· выполнение всех обязательных заданий;

· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;

· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;

· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 3-4 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.

Баллов

· выполнение 50 – 70 % обязательных заданий;

· содержание материала изложено частично, с несоблюдением в отдельных случаях последовательности;

· студент поверхностно применяет теоретические знания для решения практической проблемы;

· частичное знание фактического материала и методов социологии;

· ошибки при объяснении категорий социологии и социологии журналистики;

· раскрытие сути вопросов вообще, несмотря на отмеченные выше недостатки;

· недостаточное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение 30 – 50 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания; необоснованность выводов;

· отсутствие знаний основных тенденций развития социального, социальной динамики, социальных закономерностей и явлений;

· недостаточное владение категориальным аппаратом и методиками социологии;

· ограниченное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение менее 30 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания;

· неспособность формулировать выводы;

· отсутствие элементарных знаний основных тенденций развития социальных процессов и явлений, истории социологии, методов и методик социального исследования;

· недостаточное владение категориальным аппаратом социологии;

· слабое владение нормами современного литературного языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: