Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (зачет)
1. Предмет и объект социологии. Журналистика и социология: область взаимодействия.
2. Структура социологического знания. Социология журналистики и общественного мнения в сисеме социологического знания.
3. Назначение, понятие и структура социожурналистики.
4. Функции социологии и социальные функции массовой коммуникации.
5. Социологическая мысль в философии Древней Греции.
6. Социологические идеи эпохи Средневековья и Возрождения.
7. Социологические концепции Нового времени.
8. Мыслители XVII–XVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.
9. Социально-экономические модели развития общества в теориях либерализма.
10. Позитивистская социология О. Конта.
11. Эволюционистская социология Г. Спенсера.
12. Общесоциологическая теория марксизма. Роль идеологии в социальной системе общества.
13. Концепция «коллективного сознания» Е. Дюркгейма.
14. Понимающая социология М. Вебера. М. Веберо журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.
15. Современные социологические школы и направления.
16. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Фромм)
17. Этапы развития социологической мысли в России. Традиции и опыт социологии журналистики в России.Традиции и опыт социологии журналистики в России.
18. Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).
19. Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.
20. Общественное мнение и информационное пространство (П. Бурдье).
21. Системный подход к обществу в социологии. Понятие «общество» в социологии, его признаки.
22. Типология обществ и ее критерии.
23. Понятие социальных изменений, развития и их движущие силы. Роль реформ в общественном развитии.
24. Основные черты постиндустриального общества. Инфосфера и СМИ.
25. Социальная структура общества, ее основные элементы.
26. Понятие «социального института». Их типы и функции. Журналистика как социальный институт.
27. Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.
28. Понятия социальной роли и статуса. Журналист, его социальная роль. Социальный и профессиональный статусы журналиста.
29. Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.
30. Теория стратификации как теория социального неравенства.
31. Понятие «социальной мобильности». Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.
32. Понятие социальной группы и общности, их классификация.
33. Профессиональная подструктура общества.
34. Этнические общности и проблемы этносоциологии.
35. Понятие и сущность социального взаимодействия. Классификация форм социального взаимодействия. Конфликт как тип взаимодействия.
36. Составляющие предмета социологии культуры.
37. Хозяйственные социальные институты и их влияние на социальную структуру. Проблема занятости населения.
38. Социология молодежи как специальная социологическая теория. Сущность молодежи и ее основное социальное качество.
39. Молодежное сознание и основные уровни его функционирования. Целевая молодежная аудитория.
40. Ключевые понятия и категории социологии личности: человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности.
41. Философско-социологические представления о личности.
42. Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему. Современные СМИ как фактор социализации.
43. Массовая культура и социальное поведение личности. Социальные роли и социальные установки. Проблема девиантного поведения.
44. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические типы семьи, тенденции ее развития в современном мире.
45. Общая характеристика отраслевой социологической теории религии.
46. Общая характеристика отраслевых социологических теорий политики и права. Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.
47. Информационная политика государства и журналистика.
48. Эффективность деятельности журналиста. Сущность и значение обратной связи.
49. Социологический инструментарий и возможности его применения журналистом.
50. Программа социологического исследования, ее значение и составные части.
51. Методы сбора информации, проблема их достоверности и объективности.
52. Типы и виды выборок, требования к ним. Репрезентативность в социологии и журналистике.
53. Методы конкретно-социологического исследования.
54. Анализ телевизионной продукции и СМИ как коммуникаторов общественного мнения.
55. Интервью и наблюдение в работе журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.
56. Разновидности опроса, техника их проведения. Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.
57. Методика контент-анализа в труде журналиста.
58. Публицистический прогноз.
59. Обработка и анализ первичной социологической информации. Оформление результатов социологического исследования. Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.
60. Роль личности журналиста-социолога в проведении социологического исследования. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.
12. Образец экзаменационного билета (не предусмотрен )
13.Образецтестового задания (при наличии)
Задание (выбрать правильный вариант)
Что является видами социологического опроса:
1. Контент анализ;
2. Анализ документов;
3. Анкета;
4. Экспертная оценка.
Критерии оценивания
Шкала оценивания: государственная и ECTS
Оценка по шкале ЕСТS | Оценка по 100-балльной шкале | Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) | Оценка по государственной шкале (зачет) |
А | 90-100 | 5 (отлично) | зачтено |
В | 80-89 | 4 (хорошо) | зачтено |
С | 75-79 | 4 (хорошо) | зачтено |
D | 70-74 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
E | 60-69 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
FX | 35-59 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи | не зачтено |
F | 0-34 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов | не зачтено |
Баллов
· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;
· глубокие знания по истории социологии, в частности, основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, конкретных социологических теорий, социологии журналистики;
· понимание, умение анализировать и освещать в СМИ основных тенденций развития общества, социальных процессов, социального взаимодействия, социальных общностей, современной инфосферы общества;
· знание основных проблем специальных и отраслевых социологических теорий, характер освещения их в научной литературе и специфику отражения в СМИ;
· знание закономерностей развития теорий личности, социальной динамики, экономики, труда и управления, этапов их формирования, изменений систем ценностей;
· правильное обоснование научных положений конкретными фактами, статистическими материалами и тому подобное, специфику их подачи в СМИ;
· знание методов и методик конкретного социологического исследования;
· владение категориальным аппаратом социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;
· свободное владение нормами современного литературного языка.
Допускается 1-2 неточности в изложении материала, не влияющие на правильные выводы или решения, полученный высокий результат.
Баллов
· полное выполнение всех обязательных заданий;
· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;
· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы для раскрытия их сущности в СМИ;
· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;
· знание основных проблем социального бытия и развития экономики, характеристик процессов труда и управления, освещение их в научной литературе и СМИ;
· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала;
· свободное владение нормами современного литературного языка.
Допускается 1-3 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.
75-79
· выполнение всех обязательных заданий;
· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;
· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы для раскрытия их сущности в СМИ;
· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;
· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала;
· свободное владение нормами современного литературного языка.
Допускается 3-4 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.
70-74
· выполнение всех обязательных заданий;
· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;
· основательные знания по истории социологии и социологии журналистики;
· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала;
· свободное владение нормами современного литературного языка.
Допускается 3-4 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.
Баллов
· выполнение 50 – 70 % обязательных заданий;
· содержание материала изложено частично, с несоблюдением в отдельных случаях последовательности;
· студент поверхностно применяет теоретические знания для решения практической проблемы;
· частичное знание фактического материала и методов социологии;
· ошибки при объяснении категорий социологии и социологии журналистики;
· раскрытие сути вопросов вообще, несмотря на отмеченные выше недостатки;
· недостаточное владение нормами современного литературного языка.
Баллов
· выполнение 30 – 50 % обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания; необоснованность выводов;
· отсутствие знаний основных тенденций развития социального, социальной динамики, социальных закономерностей и явлений;
· недостаточное владение категориальным аппаратом и методиками социологии;
· ограниченное владение нормами современного литературного языка.
Баллов
· выполнение менее 30 % обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания;
· неспособность формулировать выводы;
· отсутствие элементарных знаний основных тенденций развития социальных процессов и явлений, истории социологии, методов и методик социального исследования;
· недостаточное владение категориальным аппаратом социологии;
· слабое владение нормами современного литературного языка.