В результате изучения учебной дисциплины студент должен

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Социология журналистики»

Направление подготовки: 42.03.04 «Телевидение»    
Профиль подготовки: _____________________________________________  
  Образовательно-квалификационный уровень выпускника: бакалавр  
  Форма обучения: очная  

 

 

Донецк 2016

 

 

Программа учебной дисциплины «Социология журналистики» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. № 750», а так же приказа Министерства образования и науки ДНР «15» февраля 2016 г. № 140.

 

 

Разработчик: доцент кафедры философии, к. филос. н. Целик Татьяна Витальевна

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры философии

 

Протокол №6 от 21.01.2016 г.

 

Зав. кафедрой                                                                                         Т. А. Андреева

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией филологического факультета

 

Протокол № ___ от “____”____________ 2016 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                             _________________________________ФИО

 


1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе: вариативная часть общенаучного блока ОП

2. Нормативные ссылки (при необходимости)

3. Структура дисциплины (модуля)

 

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения на базе

заочная форма

обучения на базе

ОСО СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Уровень высшего профессионального образования

 

Образовательно-квалификационный уровень:

Бакалавр

Направление подготовки

42.03.04 «Телевидение»

Профиль

 

Количество содержательных модулей (тем)

2 содержательных модуля (7 тем)

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы1

Вариативной части ПБ

Формы контроля

    Модульный контроль, зачет

 

 

Показатели

очная форма обучения на базе

*заочная форма

обучения на базе

ОСО *СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Количество зачетных единиц (кредитов) 2        
Количество часов 72        
Год подготовки 3        
Семестр 6        
Количество часов          
- лекционных 16        
- практических, семинарских 14        
- лабораторных          
- самостоятельной работы 42        
в т.ч. индивидуальное задание          
Недельное количество часов, т.ч. 6.75        
аудиторных 2        

 

ОСО – общее среднее образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

1-в соответствии с ОП (образовательной программой)

 



Описание дисциплины

Цели и задачи

Цель - курс «Социология журналистики» рассчитан не только на изложение основ социологической теории и актуальных проблем развития современного общества, рассмотрение социальных процессов и проблемы личности, но и на анализ функционирования общественного мнения и средств массовой коммуникации в современном обществе, социальной ответственности журналиста и СМИ.

Преподавание курса «Социология журналистики» – синтез базовых представлений студентов об обществе с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении. Дисциплина ориентирована на решение конкретных задач практической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, на практику журналистики, на осознание роли СМИ в общественной жизни.

Задачи – познакомить студента с основными социологическими теориями становления, развития и функционирования общества, рассмотреть инфосферу в социальной структуре общества, журналистику как социальный институт, «четвертую власть»; системно представить основные закономерности и этапы развития общества, что обеспечит формирование мировоззренческих и ценностных установок современного специалиста, позволит сформировать его общекультурные и профессиональные компетенции; познакомить будущего журналиста с использованием социологических методов в работе СМИ.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурных (ОК): владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); обладать способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) общепрофессиональных (ОПК) способность понимать социальную роль телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод (ОПК-2); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-7); использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-8); понимать роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, иметь представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знать основные методы ее изучения (ОПК-17);

в) профессиональных (ПК):

научно-исследовательская и педагогическая деятельность:владение навыками участия в дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-9);

проектно-аналитическая деятельность: участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-18);

социально-организаторская деятельность: привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-21); принимать участие в организации социально-значимых информационно- коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.) (ПК-24).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать: основы истории формирования предмета социологии журналистики, его специфику и отличие от предмета других дисциплин; основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества, актуальные проблемы и цели применения социологического знания; основные категории и законы социологии; основные закономерности и этапы развития общества; социальную структуру общества и ее элементы; систему социальных институтов; основные механизмы социальной регуляции поведения личности: общественные идеалы, ценности, нормы; специфику проявлений социальных процессов, обусловленных социокультурными и религиозными особенностями социальных общностей и общества в целом; способы функционирования и роль общественного мнения, средств массовой коммуникации в современном обществе, осознавать меру социальной ответственности журналиста и СМИ.

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат социологии, обобщать и соотносить социологические факты и теоретические положения с профессиональной деятельностью журналиста, анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию, выполнять социологический анализ проблем молодежи, семьи, образования, экономики, политики, труда и управления, феномена личности, анализировать явления журналистской практики; владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; изменения в системе ценностей и роль общественного мнения в этом процессе.

Владеть: методами и приемами профессиональной и межличностной коммуникации с субъектами информационных отношений в обществе, культурой научного мышления, навыками проведения социологического исследования, расчета и обоснования выборочной совокупности, методов опроса, анкетирования, анализа документов, контент-анализа, интервью, включенного и невключенного наблюдения при выволнении профессиональной деятельности журналиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: