ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
Рабочая программа учебной дисциплины
«Социология журналистики»
Направление подготовки: 42.03.04 «Телевидение» | |
Профиль подготовки: _____________________________________________ | |
Образовательно-квалификационный уровень выпускника: бакалавр | |
Форма обучения: очная |
Донецк 2016
Программа учебной дисциплины «Социология журналистики» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 42.03.04 «Телевидение» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. № 750», а так же приказа Министерства образования и науки ДНР «15» февраля 2016 г. № 140.
Разработчик: доцент кафедры философии, к. филос. н. Целик Татьяна Витальевна
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры философии
|
|
Протокол №6 от 21.01.2016 г.
Зав. кафедрой Т. А. Андреева
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией филологического факультета
Протокол № ___ от “____”____________ 2016 г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета _________________________________ФИО
1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе: вариативная часть общенаучного блока ОП
2. Нормативные ссылки (при необходимости)
3. Структура дисциплины (модуля)
Характеристика учебной дисциплины | очная форма обучения на базе | заочная форма обучения на базе | |||
ОСО | СПО (ускор.) | ОСО | СПО (ускор.) | ВПО (ускор.) | |
Уровень высшего профессионального образования |
| ||||
Образовательно-квалификационный уровень: | Бакалавр | ||||
Направление подготовки | 42.03.04 «Телевидение» | ||||
Профиль |
| ||||
Количество содержательных модулей (тем) | 2 содержательных модуля (7 тем) | ||||
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы1 | Вариативной части ПБ | ||||
Формы контроля | Модульный контроль, зачет | ||||
| |||||
Показатели | очная форма обучения на базе | *заочная форма обучения на базе | |||
ОСО | *СПО (ускор.) | ОСО | СПО (ускор.) | ВПО (ускор.) | |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 2 | ||||
Количество часов | 72 | ||||
Год подготовки | 3 | ||||
Семестр | 6 | ||||
Количество часов | |||||
- лекционных | 16 | ||||
- практических, семинарских | 14 | ||||
- лабораторных | |||||
- самостоятельной работы | 42 | ||||
в т.ч. индивидуальное задание | |||||
Недельное количество часов, т.ч. | 6.75 | ||||
аудиторных | 2 |
|
|
ОСО – общее среднее образование
СПО – среднее профессиональное образование
ВПО – высшее профессиональное образование
1-в соответствии с ОП (образовательной программой)
Описание дисциплины
Цели и задачи
Цель - курс «Социология журналистики» рассчитан не только на изложение основ социологической теории и актуальных проблем развития современного общества, рассмотрение социальных процессов и проблемы личности, но и на анализ функционирования общественного мнения и средств массовой коммуникации в современном обществе, социальной ответственности журналиста и СМИ.
Преподавание курса «Социология журналистики» – синтез базовых представлений студентов об обществе с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении. Дисциплина ориентирована на решение конкретных задач практической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, на практику журналистики, на осознание роли СМИ в общественной жизни.
Задачи – познакомить студента с основными социологическими теориями становления, развития и функционирования общества, рассмотреть инфосферу в социальной структуре общества, журналистику как социальный институт, «четвертую власть»; системно представить основные закономерности и этапы развития общества, что обеспечит формирование мировоззренческих и ценностных установок современного специалиста, позволит сформировать его общекультурные и профессиональные компетенции; познакомить будущего журналиста с использованием социологических методов в работе СМИ.
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):
а) общекультурных (ОК): владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); обладать способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
б) общепрофессиональных (ОПК) способность понимать социальную роль телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод (ОПК-2); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-7); использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-8); понимать роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, иметь представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знать основные методы ее изучения (ОПК-17);
|
|
в) профессиональных (ПК):
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:владение навыками участия в дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-9);
проектно-аналитическая деятельность: участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-18);
социально-организаторская деятельность: привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-21); принимать участие в организации социально-значимых информационно- коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.) (ПК-24).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать: основы истории формирования предмета социологии журналистики, его специфику и отличие от предмета других дисциплин; основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества, актуальные проблемы и цели применения социологического знания; основные категории и законы социологии; основные закономерности и этапы развития общества; социальную структуру общества и ее элементы; систему социальных институтов; основные механизмы социальной регуляции поведения личности: общественные идеалы, ценности, нормы; специфику проявлений социальных процессов, обусловленных социокультурными и религиозными особенностями социальных общностей и общества в целом; способы функционирования и роль общественного мнения, средств массовой коммуникации в современном обществе, осознавать меру социальной ответственности журналиста и СМИ.
|
|
Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат социологии, обобщать и соотносить социологические факты и теоретические положения с профессиональной деятельностью журналиста, анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию, выполнять социологический анализ проблем молодежи, семьи, образования, экономики, политики, труда и управления, феномена личности, анализировать явления журналистской практики; владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; изменения в системе ценностей и роль общественного мнения в этом процессе.
Владеть: методами и приемами профессиональной и межличностной коммуникации с субъектами информационных отношений в обществе, культурой научного мышления, навыками проведения социологического исследования, расчета и обоснования выборочной совокупности, методов опроса, анкетирования, анализа документов, контент-анализа, интервью, включенного и невключенного наблюдения при выволнении профессиональной деятельности журналиста.