Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

 

Порядковый номер и тема

Краткое содержание темы

  Содержательный модуль 1  
Тема 1. Социология как наука. Социология журналистики в мировой и отечественной науке Понятие социологии. Основные подходы к пониманию общества и человека. Социология как наука о системном понимании общества, социальных общностях и социальных отношениях. Объект, предмет и методы социологии. Структура и уровни социологического знания. Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, их специфика и взаимосвязь. Понятие макро- и микросоциология. Социология журналистика и другие отрасли общественных наук (социальная философия, история, психология, экономическая теория, юридические дисциплины, политология и др.). Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики. Функции социологии, и ее роль в жизни общества. Значение социологии в подготовке современных специалистов. Социология журналистики как профессиональноориентированная дисциплина.  
Тема 2. Становление и основные этапы развития социологии и социологии журналистики Логика возникновения социологии. Развитие взглядов на общество и человека. Социальная философия как теоретическая основа социологии (протосоциология). Мыслители XVII–XVIII вв. о роли прессы в обществе: свобода печати как основное содержание научного и политического дискурса и начало социально-политических теорий журналистики. О. Конт – основатель социологии. Обоснование О. Контом необходимости новой науки об обществе в рамках позитивизма. Г. Спенсер: идея социальной эволюции, соотношения движения и интеграции. Переход от гомогенного к гетерогенному обществу. Гемайншафт и гезельшафт как два идеальных типа социальных отношений и связей в концепции Ф. Тённиса. Общесоциологическая теория К. Маркса (исторический материализм). Разработка Э. Дюркгеймом концепции общества как определенной духовной реальности. «Коллективные представления» и «коллективное сознание». Механический и органический типы солидарности. «Понимающая» социология М. Вебера. Понятие социального действия, взаимосвязь метода «понимания» с концепцией социального действия. Типы господства (легальное, традиционное, харизматичное). М. Вебер как журналист, ученый и политик.  Антипозитивистская направленность социологического психологизма. Развитие социологии в России XIX – начала XX вв. (М.И. Костомаров, М. П. Драгоманов, М. М. Ковалевский, М. К. Михайловский, Лавров, Б. А. Кистяковский). Современные социологические парадигмы Т. Парсонса, Р. Мертона, П. А. Сорокина, Д. Белла, О. Тоффлера, К. Поппера и др. (теория элит, структурный функционализм, интеракционизм, социологический психологизм, теории постиндустриального и информационные обществ, социокультурной динамики и др.). Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества; СМИ и «массовая культура» (М. Маклюэн, Т. Адорно). Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Фромм). Новая информационная реальность концаXX – начала XXI в. (П. Бурдье, П. Шампань, Э. Ноэль-Нойман). Традиции и опыт социологии журналистики в России.  
Тема 3 Общество как целостная система. Журналистика в социальной системе общества. Проблемы социальной структуры Общие положения системного подхода. Определение понятия системы. Системно-механистические и системно-органистические представления об обществе. Синтезированный подход к обществу в трудах Ф. Тённиса и Е. Дюркгейма. Общество в марксистской социологии. Параметры социальной системы в понятиях теории систем: строение, функционирование, развитие. Определение общества, его характерные признаки. Основные подсистемы общества. Инфосфера. Социальная система и коммуникация. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Коммуникативный аспект функционирования власти. Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти. Социальный контроль как функция общественного мнения. Социальный контроль как функция журналистики. Понятия социальных изменений и их движущие силы. Эволюция и революция. Социальная революция и реформы. Типологизация и классификация обществ в теоретической социологии. Социальная сфера жизни общества и ее специфика. Понятие социальной структуры общества. Основные группы институтов в обществе. Явные и латентные функции социальных институтов. Журналистика как социальный институт. Социальные аспекты деятельности журналиста. Теория социальной стратификации: общие положения, понятие стратификации. Представление о структуре общества как совокупности социальных групп, занимающих разное положение в социальной системе. Проблема неравенства, выявление признаков стратификации социальных слоев и групп. Понятия «статуса», «социальной роли», «ранга», «социальной позиции». Социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная). Особенности социальной мобильности в каждом из типов стратификации (экономической, политической, профессиональной). П. Сорокин о социальной мобильности (концепция «предела» и «ненаправленных колебаний»). Закономерности проявлений социальной мобильности в разные периоды развития общества.  
Тема 4. Структура и методы социологического исследования. Социологическая культура и навыки социсследований в работе журналиста Программа социологического исследования, ее значения и составляющие. Этапы разработки программы конкретно-социологического исследования. Правила расчета и обоснования выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Понятие репрезентативности. Разновидности выборок. Проблема адекватности, объективности, надежности, достоверности методов сбора и обработки информации. Основные методы конкретно-социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов и контент анализ, опрос, метод социометрии. Специфика анкетирования как формы сбора информации. Социологический инструментарий журналиста: интервью, наблюдение, прессовый (телефонный) опрос, эксперимент, экспертный опрос, публицистический прогноз и др. Социальный факт в журналистике. Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе Оформление результатов социологического исследования, состояние отчета. Особенности публикации результатов социологических исследований в массовой печати и основные требования к ним. Социологическое мышление журналиста как показатель его профессионализма.  
  Содержательный модуль 2  
Тема 5 Журналистика как социальный институт общества   Социальная система и коммуникация. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как участники информационного взаимодействия. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом. Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы и методы. Информационная политика государства. Значение социального контроля для жизнедеятельности общества. Социальный контроль и социальное вмешательство. Социальный контроль как функция общественного мнения. Социальный контроль как функция журналистики. Социальные аспекты творческого труда журналиста. Двойственная роль журналистов в социальной структуре общества. Субъектность в профессиональной деятельности журналиста и его общественное назначение. Социальные аспекты личности журналиста. Личностные и общественно значимые начала в труде журналиста. Социальная сущность взаимодействия СМИ и аудитории. Исследования взаимодействия коммуникатора, информатора, медиатора и реципиента, социального контекста информационных процессов.  
Тема6 Социология личности, семьи и молодежи как актуальные проблемы общественной жизни и журналистской деятельности Пресса и СМИ как мониторинг социальной действительности и актуализация общественного мнения. Предмет исследования социологии личности. Философско-социологические представления о личности. Ключевые понятия и категории социологии личности: человек, индивид, личность, индивидуальность. Социальное поведение личности, способы влияния на нее социальной структуры. Социализация как процесс интеграции индивида в социальную систему. Составные элементы социализации (адаптация, интериоризация и т.д.). Понятие социального характера личности, его взаимосвязь с социокультурными условиями ее формирования. Теории социальных ролей. Теории социальной установки. Типы приспособления индивидов к жизнедеятельности общества. Девиантное поведение личности. Р. Мертон о типах поведения в обществе: ритуализм, ретретизм, инновационное поведение, конформизм. Проблема адаптации человека в переходных обществах. Процесс ресоциализации. Специфика социологического изучения семьи. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Основные подходы к изучению семьи (интеракционистский, эволюционный, структурно-функциональный, конфликтологический, институциональный). Генезис семьи. Исторические формы и типы семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Жизненный цикл семьи и его стадии. Взаимодействие семьи и общества как социальная проблема. Понятие гендера. Семья в новых социокультурных условиях: «визитные союзы», групповой брак, «серийная моногамия», полигамия, «консенсусный брак» и др. Брачные контракты как форма социально-правовой гарантии брачных отношений. Проблема деинституциализации семьи. Современная семья: состояние, тенденции развития, перспективы. Социология молодежи как специальная социологическая теория. Молодежь как субъект общественного развития и объект социальных влияний. Основные понятия и категории социологии молодежи. Молодежь – общественно дифференцированная социально-демографическая общность. Молодежь как историческое явление. Сущность молодежи и ее основные социальные качества. Социальные характеристики молоды, ее особенности и специфические черты. Молодежное сознание и основные уровни ее функционирования: когнитивный, эмотивный и конативный. Молодежные проблемы и их содержание. Государственная молодежная политика, тенденции и перспективы развития.  
Тема 7. Освещение в журналистской практике прикладных отраслевых социологических теорий и проблем: труда и управления; этносоциологии и социологии религии; политики и права Социология труда как отраслевая социологическая теория, ее содержание, основные категории и законы. Составляющие предмета социологии труда: труд, субъекты труда, социальные институты в сферах труда и производства, социально-трудовые отношения. Ценность труда как социально заданной деятельности и формы социальной активности субъекта. Отчуждение как форма отношения к труду. Проблема занятости населения. Реализация трудового потенциала работника, его активность в формировании собственного образа жизни как социальная задача. Становление социологии управления как науки. Предмет, объект и функции социологии управления. Изучение, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института. Становление социологии управления на современном этапе. Место теории управления в концепциях постиндустриального и информационного обществ. Социология воспитания и образования как отраслевая теория, история ее становления. Социокультурное своеобразие систем воспитания и образования в истории человечества. Образование как социальный институт. Стстема и функции образования в обществе. Место воспитания и образования в процессе социализации. Профессиональное образование как механизм социальной адаптации. Проблемы и перспективы образовательно-воспитательных процессов в современном обществе. Кризис системы образования как предмет социально-теоретического анализа. Смена образовательных парадигм в современном мире. Непрерывное образование как тенденция и социальный запрос современности. Этносоциология как специально-социологическая теория, ее предмет. Понятие этнической общности. Основные подходы к изучению этнических общностей. Современное состояние теории этногенеза. Роль этноса и этнических отношений в становлении, развитии и функционировании общества. Этнос и язык. Современные проблемы межнациональных отношений и их исторические корни. Основные факторы и этапы формирования политических наций. Национальные общности как сложные социальные системы. Специфика процессов формирования и развития этно-национальных общностей и групп, их исторические типы. Проблема формирования этнического самосознания, этнических установок и национальных интересов. Национальная идея и ее место в социокультурной реальности современного общества. Социологические исследования форм взаимодействия этно-национальных общностей в современном обществе: гетоизация, колонизация, модернизация, интеграция, мобильность, социальный и культурный конфликт. Современные проблемы межнациональных отношений и их исторические корни, межнациональная напряженность и конфликты. Проблема сохранения этносов и этнических групп в глобализирующемся мире. Социология религии как отрасль социологии и религиоведения. Предмет и объект социологии религии. Становления социологии религии как научной дисциплины. Религия как социальное явление, ее метасоциальный характер. Проблема взаимодействия общества и религии: исторический контекст и современность. Религия как социальный институт, ее эволюционные и организационные формы. Функции религии. Понятие религиозной группы, религиозной организации, института церкви. Мировые религии в современной цивилизации. Понятие религиозного сознания, религиозной психологии и деятельности. Ценностный, этический и психологический уровни религиозного сознания. Социология политики и социология права как отраслевые социологические теории. Предмет, объект, функции и задачи социологических теорий политики и права. Междисциплинарный характер исследований проблем политики и права: политическая и юридическая социология, их специфика. Подходы и методологические принципы социологического исследования политики и права. Политика и право как социальные институты. Функции политики и права. Понятие правового и политического сознания. Механизм социального действия и реализации права. Правовая социализация. Правовая и политическая культура современного общества. Правовой нигилизм. Противоправное и девиантное поведение как проблема молодежного сознания. Политическая стратификация общества. Гражданская позиция. Конформизм и нонконформизм как проявления политического сознания. Политические группы и общности. Политическое поведение и политическое сознание. Электоральные исследования в современных обществах. Общественное мнение и механизмы влияния на него. Управление электоральным поведением.  


Тематический план

 

Содержательный модуль 1

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1. Социология как наука. Социология журналистики в мировой и отечественной науке

 

2

2

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Становление и основные этапы развития социологии и социологии журналистики

 

4

2

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Общество как целостная система. Журналистика в социальной системе общества. Проблемы социальной структуры

 

2

2

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Структура и методы социологического исследования. Социологическая культура и навыки социсследований в работе журналиста

 

2

2

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по содержательному модулю 1

 

10

8

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный модуль 2

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

Всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

Практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

лекции

практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 5. Журналистика как социальный институт общества  

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Социология личности, семьи и молодежи как актуальные проблемы общественной жизни и журналистской деятельности

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Освещение в журналистской практике прикладных отраслевых социологических теорий и проблем: труда и управления; этносоциологии и социологии религии; политики и права

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого посодержательномумодулю 2

 

8

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов по модулю

72

16

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(п.п. 6 – 10 являются необязательной формой и носят рекомендательный характер)

6. Темы семинарских занятий:

Тема 1. Социология как наука. Социология журналистики в мировой и отечественной науке;

Тема 2. Становление и основные этапы развития социологии и социологии журналистики;

Тема 3. Общество как целостная система. Журналистика в социальной системе общества. Проблемы социальной структуры;

Тема 4. Структура и методы социологического исследования. Социологическая культура и навыки социсследований в работе журналиста;

Тема 5. Журналистика как социальный институт общества;

Тема 6. Социология личности, семьи и молодежи как актуальные проблемы общественной жизни и журналистской деятельности;

Тема 7. Освещение в журналистской практике прикладных отраслевых социологических теорий и проблем: труда и управления; этносоциологии и социологии религии; политики и права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: