Я» («Эго») - та часть человеческой психики, с которой мы себя отождествляли, которая нами осознана

Задание для СП-17 по основам философии. СОЗНАНИЕ.

 

Тема: Философия сознания

1. Выписать определение сознания и трёх его сторон.

2.  Выделить основные идеи в теории психоанализа Фрейда и Юнга

Переслать: aptorbeeva@phtt.ru

Понятие сознания

   Сознание – это свойство высокоорганизованной материи - мозга отражать реальный мир в образах. Сознание в философии – это совокупность умственных и чувственных образов. Восприятие – это основа сознания. Ориентироваться в мире человеку помогают пять чувств. Восприятие является процессом, развернутым во времени. Лишь в тот момент, когда оно сворачивается в образ, мы начинаем воспринимать реальность.

О его сущности размышляли многие великие люди. Философия сознания сложна. Сегодня философы точно уверены лишь в том, что:

- Сознание на самом деле существует;

- Оно имеет идеальную природу. Важно отметить, что данное положение признается даже материалистами, хотя они и считают, что основой идеального сознания все-таки является материя.

- Сознание признается уникальным проявлением материи, которое позволяет ей отражать саму себя. В нашей стране данная точка зрения является самой распространенной.

К вопросу о происхождении сознания тоже есть разные мнения:

- происхождение является космическим;

- сознание имеют абсолютно все живые организмы;

- сознание имеет только лишь человек.

В упомянутой выше третьей точке зрения говориться, что сознание присуще только лишь человеку – животные обладают исключительно инстинктами.

Сознание в философии является важным вопросом, который вряд ли когда-нибудь будет полностью раскрыт. Разум человека – это нечто ограниченное, но постоянно развивающееся, и он стремится понять все, что является реальностью.

Три стороны сознания

Можно выделить три стороны сознания:

1. предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий);

2. самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время, осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной ок­ружающий мир);  

3. сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.

В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе (об образе самого себя у каждого человека). В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ееглубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа — нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознание (дух) укоренены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа — его корни.

В глубине человеческого сознания течет, словно невидимая река, поток душевных переживаний, который постоянно меняется, варьируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впе­чатление откладывается в нашей душе, изменяя весь ее строй. Сознание никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за со­бой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается в его памяти и, попадая в точно такую же ситуацию (каждый раз прихо­дя в один и тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки), человек каждый раз — уже другой, у него больше опыта, боль­ше переживаний, больше впечатлений и т.д.

Поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать — пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окру­жающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый вре­менной горизонт, то есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает тень в прошлое и будущее.

Точно так же и с речью. Когда вы слушаете учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще в сознании прошлые слова, и, когда учи­тель произносит первый слог, вы уже, как правило, знаете, какое слово он скажет. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

Душевная жизньэто великая неизмеримая бездна, особая, в своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измере­нии бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир и мир идеальных предметностей. О мире души нельзя сказать ни где он находит­ся, ни когда и как долго совершаются процессы душевной жизни, ибо душа везде и нигде, всегда и никогда, — в том смысле, что любые мерки вообще к ней неприменимы, наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становятся возможными благода­ря этому внутреннему интимному слою нашей жизни.

Зигмунд Фрейд

        Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, после захвата Австрии фашистами в 1938 г. он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни З. Фрейда была связана с Веной, где он учился в гимназии, окончил медицинский факультет Венского университета, работал, где вышла в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899 г.), которую до сих пор считают своей «библией» все психоаналитики.

Творчество Фрейда как философа можно разделить на два этапа: первый период касается создания теории бессознательного ( конец XIX в. - 1920 г.), делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований: сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической философской традиции 3. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному,  часть психики,  неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.

Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. По его мнению, это - разумное «Я», олицетворяющее память и мышление человека. Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Именно здесь находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается, в первую очередь, с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, ибо именно они могут стать источником невротического поведения. По Фрейду получалось, что социальные качества отнюдь не органичны человеку, они только сдерживают, подавляют первоначальные биологические инстинкты и влечения. Невроз является как раз наглядной демонстрацией конфликта социального, морального и биологического, инстинктивного. Следовательно, утверждает Фрейд, человек как изначально биологическое существо воспринимает (неосознанно) формирование в нем социальных качеств как насилие над своей биологической сущностью.

   Наиболее существенная его разработка - динамическая концепция психики человека. Структура человеческой психики, по Фрейду, состоит из трех компонентов.

Я» («Эго») - та часть человеческой психики, с которой мы себя отождествляли, которая нами осознана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: