Оно» («Ид») - бессознательный слой психики, ее основа, совокупность инстинктов, импульсов

Сверх-Я» («Супер-Эго») - совокупность социальных норм (моральных, правовых), которые усвоены человеком. Они заставляют человека соотносить свое поведение с нормами культуры конкретного общества.

Ядро психики - бессознательное «Оно», движимое принципом наслаждения - это бурлящий котел впечатлений, инстинктов, побуждений. На первом месте в «Оно» находятся сексуальные инстинкты. Фрейд приходит к мысли, что проявление сексуальных влечений человека наблюдается в актах агрессивности по отношению к другим.

«Я» - это, по сути, орган контакта человека с внешним миром, это инструмент психики.   Сознание имеет служебную функцию удовлетворения влечений бессознательного. Бессознательное подчинено принципу удовольствия, а сознание - принципу реальности. Если бы человек попытался сразу удовлетворить свои влечения и жить по принципу удовольствия, то он потерпел бы крушение, а его психика сломалась, разрушилась. Поэтому сознание и возникает как способ приспособления человека, по сути биологического существа, к социально-культурным условиям.

Возникновение «Сверх-Я» Фрейд объясняет двояким образом.

Во-первых, В раннем детстве ребенок живет по принципу удовольствия, ибо у него еще не сформировано «Сверх-Я», хотя сознание постепенно вырабатывается, но поведение ребенка регулируется другими членами семьи и, прежде всего, по Фрейду, отцом. Этические нормы и запреты идут от родителя своего пола. В результате возникает «эдипов комплекс» у мальчиков или «комплекс Электры» у девочек. Большинство справляется с «эдиповым комплексом» и находит выход посредством идентификации - отождествления. Мальчики отожествляют себя с отцом, а девочки - с матерью. Идентификация приводит к тому, что нормы и запреты, исходящие от отца, воспринимаются как свои собственные, тобой принятые, и, следовательно, возникает внутренний цензор в человеческой психике, который внутри тебя судит, как поступать. Этот принятый вовнутрь себя родительский авторитет и есть совесть.

      Во-вторых, Фрейд объясняет возникновение «Сверх- Я» в становлении человеческого рода, вначале люди жили ордами во главе одного могучего вожака, который возглавлял стадо и обладал монополией на всех самок. Однажды сыновья взбунтовались против отца-патриарха, убили его и съели. Но, когда это свершилось, в их воображении стал появляться дух убитого отца, и они стали воспринимать какие-либо неприятные события как гнев убитого отца, и они осознали, что виновны и раскаялись, а как следствие, приняли нормы, запреты, которые установил отец, как свои собственные правила, т. е. женщины этой орды не могли быть их женами. Следовательно, возникает экзогамия - запрет половых отношений внутри данной общины, а брак заключается в другом роде, а не внутри данной родственной группы. Таким образом, у истоков человеческого общества возникает экзогамия, объединения людей добровольно подчиняют себя нормам, избирают себе одну модель поведения. А с этими нормами возникает мораль. В итоге появляется культура как совокупность способов деятельности и норм, которые стоят над индивидами и представляют собой принудительную, репрессивную силу.

  Следовательно, «Сверх-Я» - это культура, ставшая внутренним содержанием человеческой психики. Человек, у которого есть «Сверх-Я», представляет собой существо социальное, культурное. Теперь жизнь людей подчинена не только принципу удовольствия, но и определенным нормам культуры, которые подавляют человеческие влечения. Человеку хотелось одного, а он вынужден делать другое, то, что установило общество.

 

Карл Густав Юнг(1875 - 1961)

 

  Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привел к его разрыву с Фрейдом.   

Теория архетипов

Вывел идею существования в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д.    

   Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности. Восстановление нарушенных связей в традиционных культурах осуществляется с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. Юнг разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921, рус. пер. 1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение).

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

     Теория комплексов

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

   Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: