Износ – результат процесса изнашивания.
В машинах наблюдаются следующие виды изнашивания: абразивный износ, износ при заедании и усталостное изнашивание.
Абразивное изнашивание материала деталей происходит в результате режущего или царапающего действия твердых частиц, попадающих в зону контакта деталей.
Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность. Заедание преимущественно наблюдается при высоких скоростях и давлениях с выдавливанием разъедающей трущиеся поверхности масляной пленки. В результате тепло не успевает отводиться, и происходит схватывание (сварка) частиц металла контактирующих поверхностей с дальнейшим отрывом их от более мягкой поверхности и прочным соединением с более твердой. Образовавшиеся неровности царапают рабочие поверхности деталей с более мягкой поверхностью, что приводит к выходу их из строя. Заедание может привести к задиру – появлению широких и глубоких борозд в направлении скольжения.
Усталостное изнашивание происходит в результате усталостного разрушения (отслаивания и выкрашивания) при повторном деформировании материала поверхностного слоя.
Для повышения износостойкости деталей применяют смазку трущихся поверхностей; выполняют закрытые конструкции с более совершенными уплотнениями для защиты деталей от попадания абразивных частиц; используют антифрикционные материалы, применяют специальные виды химико-термической обработки поверхности и масла антизадирными присадками.
Таким образом, изнашивание деталей можно уменьшить следующими конструктивными, технологическими и эксплуатационными мерами:
- создать при проектировании деталей условия, гарантирующие трение со смазочным материалом;
- выбрать соответствующие материалы для сопряженной пары;
- соблюдать технологические требования при изготовлении деталей;
- наносить на детали покрытия;
- соблюдать режимы смазывания и защиты трущихся поверхностей от абразивных частиц (применение уплотняющих устройств).
Тема: Классификация деталей и сборочных единиц общего назначения
Среди большого разнообразия деталей и узлов есть такие, которые используют почти во всех (или во многих) машинах: крепеж, валы, подшипники, редукторы, муфты и т.д. Такие детали (узлы) называют деталями машин общего назначения. Их изучением, расчетом и конструированием занимаются в курсе "Детали машин". Другие детали (узлы) встречаются только в определенных типах машин. Например, колеса, гусеницы и т.д. Такие детали и узлы назывыаются деталями специального назначения
По функциональному назначению узлы и детали делятся на типовые группы по характеру их использования.
ПЕРЕДАЧИ передают движение от источника к потребителю.
ВАЛЫ и ОСИ несут на себе вращающиеся детали передач.
ОПОРЫслужат для установки валов и осей.
МУФТЫсоединяют между собой валы и передают вращающий момент.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ (СОЕДИНЕНИЯ ) соединяют детали между собой.
Они бывают двух видов:
а) разъемные - их можно разобрать без разрушения. К ним относятся резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые, клеммовые;
б) неразъемные - разъединение деталей невозможно без их разрушения или связано с опасностью их повреждения. К ним относятся сварочное, клеевое, заклепочное, прессовое соединения.
УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Их применяют: а) для защиты от вибраций и ударов; б) для совершения в течение длительного времени полезной работы путем предварительного аккумулирования или накопления энергии (пружины в часах); в) для создания натяга, осуществления обратного хода в кулачковых и других механизмах и т.д.
ЗАЩИТНЫЕ ДЕТАЛИ И УПЛОТНЕНИЯ предназначены для защиты внутренних полостей узлов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пылевики, сальники, крышки, рубашки и т.п.).
КОРПУСНЫЕ ДЕТАЛИ предназначены для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприятных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.
Лекция 2