Проблема оценки эффективности групповой психотерапии

Оценка эффективности психотерапии и психокор­рекции представляет весьма сложную и еще не решенную проблему. Трудность точной оценки эффекта связана с психологической спецификой психотерапии и психокоррекции как особых форм психологического воздействия.

Особые требования, предъявляемые к ситуации оценки эффективности, ее методам, личности специа­листа, проводящего оценку, подробно проанализиро­ваны Б. Д. Карвасарским (1985).

При оценке эффективности психотерапии некото­рыми авторами за основу берется система структурализованного и контролируемого наблюдения, как, например, схема Р. Бэйлса (40; 41). Эта схема раз­работана для изучения динамики в малых группах, а также личностных особенностей участников и их взаимоотношений. Помимо качественной оценки, она дает количественную характеристику взаимодействия. Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий. Наблюдатель должен усвоить список этих категорий и смысл каждой из них. Причем, не в от­дельности, а как упорядоченную систему. До начала взаимодействия он запоминает участников и обозна­чает каждого номером или буквой. При наблюдении он не выпускает группу из поля зрения. Он расчле­няет поведение участников на отдельные акты, и каж­дый фиксирует, подводя под ту категорию в схеме, которая лучше всего описывает данный факт. С по­мощью символов помечается, от кого и кому направ­лено данное действие. Описанная методика — клас­сический пример четкого анализа наблюдения для выяснения структуры и динамики группы. Однако применение данной методики осложнено из-за необ­ходимости специально (в течение одного - двух меся­цев) готовить наблюдателей-кодировщиков. Модифи­цированная и апробированная методика Р. Бэйлса успешно используется для учета межличностных от­ношений в групповых занятиях с больными афазией (Л. С. Цветкова и др., 1980).

Методика Т. Лири отправляется от личности ифокусирует внимание на процессах индивидуальной перцепции.

Для анализа рисунков, сочинений, интервью и т. п. участников психотерапевтической группы применяет­ся контент-анализ материала.

К. Роджерс одним из первых стал применять неформализованные методы оценки эффективности в групповой психотерапии. По его словам, в эффектив­ной психотерапии изменяется образ «Я» и меняется отношение между «Я» реальным и «Я» идеальным. На этом принципе и основана процедура оценки эф­фективности психотерапии. Методом Q-сортировки пациент ранжирует ряд высказываний, отвечая на вопросы типа: «Какой я сейчас?», «Каким я себя хо­чу видеть в будущем?», «Каким меня видят другие?» Критериями эффективности при этом К. Роджерс считает следующие показатели:

1. Увеличение доли высказываний, благоприятно характеризующих «Я» пациента (т. е. увеличение са­мопринятия).

2. Уменьшение разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным.

3. Большая реалистичность «Я» пациента за счет приближения «Я» идеального к реальности.

Конечным результатом эффективной психотерапии Роджерс видит «полноценно функционирующую лич­ность», которая приобрела «способность к актуали­зации своего опыта», опыта эмоционального, опыта переживания, в отличие от опыта конвенциональ­ного.

В нашей стране критерии эффективности патоге­нетической групповой психотерапии неврозов выво­дятся из ее основных целей (Б. Д. Карвасарский, 1985). Критерии таковы:

1. Симптоматические улучшения состояния больного.

2. Достижение осознания и понимания больным психологических (интерперсональных) механизмов заболевания.

3. Реконструкция нарушенной системы отношений, проявляющаяся в изменении поведения, контактов с людьми, жизненных планов, целей.

4. Восстановление полноценности социального функционирования больного в различных сферах деятельности.

Это наиболее общие критерии, и чтобы применять их в конкретных случаях, необходимо создать неко­торые психологические показатели для оценки эф­фективности психотерапии. По словам А. Е. Личко (1979), создание таких показателей является одной из наиболее актуальных задач медико-психологиче­ских исследований.

Убедительные и психологически обоснованные си­стемы оценки эффективности групповой психотерапии неврозов у взрослых предлагают в исследованиях Г. Л. Исурина (1984) и Е. В. Кайдановская (1987).

Э. Г. Эйдемиллер использовал в целях контроля за семейной психотерапией взаимную характероло­гическую оценку подростка и его родителей. Для этого был модифицирован ПДО (патохарактеродиагностический опросник) и разработан еще один ме­тод взаимной оценки характеров — метод идентифи­кации по словесным характерологическим портретам (СХП).

Используются и другие экспериментально-психо­логические методы для оценки эффективности психо­терапии: метод «незаконченных предложений», метод Розенцвейга, MMPI, различные самооценочные ме­тодики, цветовой тест отношений Люшера, методики Е. И. Головахи и А. А. Кроника (1984) по изучению психологического времени личности и др.

При этом необходимо учитывать, что при выборе методов оценки эффективности психотерапии и пси­хокоррекции всякий раз перед исследователем остро, встает дилемма, четко сформулированная Л. А. Пет­ровской (1982): «...довольствоваться строгими, но ог­раниченными данными, опускающими гамму в выс­шей степени интересных для исследователя аспектов,, либо, несколько потеряв в строгости, выиграть в пол­ноте охвата исследуемого явления».

Глава III

ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: