Игровая терапия как особая форма групповой психотерапии

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомо­гательный метод. Задачей 3. Фрейда было — выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символи­ческой игры». Позже А. Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском воз­расте. Целью такой игры было доведение путем ин­терпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состо­яние. Терапевт рассматривался как пассивная фигу­ра. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях пси­хологической терапии, считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверж­дения, что в игре непременно происходит символиза­ция вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М. Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.

В настоящее время использование игры в целях психотерапии осуществляется в рамках самых раз­нообразных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директив­ности психотерапевта, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Ино­гда проводятся совместные игры с родителями. По-разному рассматривается разными авторами роль психотерапевта. Ему может отводиться пассивная по­зиция наблюдателя, роль партнера, соучастника в игре, либо считается, что он должен придерживаться авторитетного стиля поведения.

Используются различные приемы: элементы дет­ской психодрамы, разыгрывание определенных сюже­тов и т. д. Примером директивной терапии можно считать «облегчающую психотерапию» Д. Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее раз­работанный план игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку пред­лагаются в готовом виде несколько возможных ва­риантов решения проблемы. В результате происхо­дит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

В области недирективного подхода очень интерес­на теория В. Акслайн (1947). Психотерапевт не вме­шивается в спонтанную игру детей и не интерпрети­рует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств пациента. Игровая терапия применяется для воздей­ствия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чув­ства. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и ус­пехи. Сформулированы следующие принципы такой игротерапии:

— непринужденные дружеские отношения с ре­бенком;

— терапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

— добиться того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

— терапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка, попытаться обратить внимание ре­бенка на себя самого;

— ребенок — «хозяин положения»;  

— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

— терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры, с реальной жизнью;

— терапевт — «зеркало», в котором ребенок ви­дит самого себя.

Применение игры советскими психологами осно­вывается на теории игры, наиболее полно разрабо­танной в трудах Д. Б. Эльконина (1978). Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. У дошкольника основ­ная деятельность — это игра. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А. И. Захаров (1982) разработал методику игровой психотерапии, которая является частью целого ком­плекса различных воздействий на ребенка, включаю­щей и семейную психотерапию. Игра рассматрива­ется им и как самостоятельный метод, и как состав­ная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестив­ной психотерапией, предлагается следующая после­довательность: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) на­правленная игра; 4) внушение.

Продолжительность игрового сеанса не более 30 минут. Частота занятий: в остром периоде невро­за — 2—3 раза, при хроническом течении — 1 раз в неделю; продолжительность — от нескольких дней до нескольких месяцев.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, все три связаны между собой и реализуются как на на­чальном этапе (в спонтанной игре), так и в направ­ленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым:

— игра применяется как средство диагностики, терапии, обучения;

— выбор игровых тем отражает их значимость для врача, интерес для больного;

— руководство игрой способствует развитию са­мостоятельной инициативы детей;

— спонтанные и направленные врачом игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового про­цесса, в котором главное — возможность импрови­зации;

— соотношение спонтанного и направленного ком­понентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

— игра не комментируется врачом;

— направленное воздействие на больного осуществляется посредством характера воспроизводимых им и врачом персонажей.

Проводится совместная игра детей с родителями, в ходе которой осуществляется смена ролей. А. И. За­харовым была разработана специальная игровая ме­тодика, направленная на устранение страхов, в осно­ве которой лежит прием десенсибилизации.

Процесс игровой психотерапии, по Захарову, скла­дывается из четырех взаимно перекрывающихся эта­пов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждения. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказов об увлечениях. Следующий этап групповой психоте­рапии — рассказы, которые сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе. Основной этап групповой психотерапии — игра, которая проводится на темы, предлагаемые детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном эта­пе, в отличие от этапа объединения, требуют вклю­чения терапевта и высокой активности играющих. Важно отметить, что по мере движения группы впе­ред содержание ролевых игр меняется от терапев­тически направленных до обучающих. Терапевтиче­ские игры ставят своей целью устранение аффектив­ных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адапта­ции и социализации детей. Обсуждение — заключи­тельный этап игровой психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: