Изменения в сфере взаимодействия родителей и детей

II этап. После занятий, как показывают экспери­ментальные данные, произошли позитивные измене­ния в отношениях между родителями и детьми. Су­щественной причиной этого улучшения являются из­менения, появившиеся в процессе психокоррекции в самих родителях. Это проявилось в ответах на во­прос «Что мне дала группа?»

Примеры:

Мы стали лучше понимать Олю.

Лучше чувствую ребенка. Я не прихожу в отчаяние от его малейшей вспышки, непослушания, обид и слез. Верю, что все это изменить в моих силах.

Оба стали внимательнее прислушиваться друг к другу.

Терпение в отношении к детям.

Стала больше считаться с ребенком как самостоятельной личностью, имеющей право на свои взгляды. Как мать стала больше другом своим детям, нежели наставником.

Видение своего ребенка стало более адекватным. В сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» мно­го внимания уделяется положительной характеристи­ке ребенка. Говоря о негативных чертах, родители стараются не столько осуждать, сколько объяснить причину этих явлений.

Я стала близким другом детям.

Много времени уделяю детям.

Ответственность за жизнь ребенка, его будущее опреде­ляет поведение.

Появились новые формы взаимодействия между родителями и детьми.

Как многого можно добиться похвалой, работая в зоне недостатка.

Группа научила некоторым замечательным формам общения с детьми. Появились мирные методы урегулирования конфликтов.

Отношения с детьми стали более открытыми и ровными.

Улучшилось взаимопонимание с детьми. Нам всем сталовеселее и радостнее жить.

III этап. Данные, полученные при обследовании испытуемых через 8 месяцев после окончания цикла занятий, показывают, что происходит дальнейшее развитие взаимоотношений между родителями и деть­ми на новой основе. Родители, продолжая работать над собой, пробуют и совершенствуют новые методы и формы взаимодействия с детьми, опираясь на но­вое отношение к себе и к ребенку.

Примеры:

Все стало лучше, лучше стал он (сын) и я. Многому на­училась, постоянно пробую что-то новое.

Я считаю себя способной быть замечательной матерью...

Я научилась хорошо понимать и чувствовать своих детей. Умом и сердцем умею находить к ним подход в трудную минуту... С огромным желанием и радостью, с наслаж­дением большую часть своего времени посвящаю детям.

Приведенные данные субъективных отчетов по­казывают, что к концу цикла занятий в семейных отношениях происходят большие изменения. Во-пер­вых, снимается психологическая напряженность, нор­мализуется субъективное состояние испытуемых, ат­мосфера в семье становится спокойной. Во-вторых, у супругов происходит осознание значимости семей­ных ролей, особенно родительских. В связи с этим формируете! новое отношение к этим ролям и новый взгляд на них. Акцент ставится на эмоциональном отношении к себе в роли «отец», «мать». Появляет­ся понимание тех социальных нагрузок, которые за­ложены в этих ролях. В-третьих, отношения между супругами значительно улучшаются, они основыва­ются на взаимном доверии, понимании. В-четвертых, резко улучшаются взаимоотношения между родите­лями и детьми. Это улучшение происходит как на основе снятия дезадаптированного поведения, так и за счет изменений, происходящих в родителях. Роди­тели стали лучше понимать, чувствовать своих детей, считаться с ними, оценивать их адекватнее, искать причины трудностей и конфликтов. У них появились новые формы и методы взаимодействия с детьми. Семьи вышли из состояния.кризиса на новый уровень отношений, получили толчок к развитию, произошла существенная гармонизация семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В книге описан опыт практической работы по профилактике - неврозов у детей в ходе комплексной психологической коррек­ции. Здесь представлена лишь начальная попытка обобщения и осознания такой практики. В этой области предстоит решить еще целый ряд вопросов. Прежде всего, нуждаются в углублен­ной теоретической проработке механизмы коррекционного дей­ствия описанных методов. Большое внимание следует уделить закономерностям эмоциональных и когнитивных перестроек, со­вершающихся в ходе коррекционной работы. Необходимы спе­циальные исследования, которые показали бы внутреннее содер­жание психологических изменений, помогли бы более отчетливо представить картину внутриличностных и межличностных ново­образований, формирующихся у участников психокоррекции.

Важной задачей является разработка надежных и удобных приемов объективной оценки эффективности психокоррекции. Требуют дальнейшего исследования вопросы создания системы обучения специалистов по психокоррекции, разработки показаний и противопоказаний для отбора ведущих. Необходимы специ­альные исследования по организации труда психологов-консуль­тантов, психокорректоров и психотерапевтов.

Представленный в книге материал освещает лишь один из аспектов консультативной деятельности психолога — психопро­филактическую работу. Задачи, стоящие перед психологами-кон­сультантами, естественно, намного шире. Это работа и с другими по возрасту контингентами, и с группами риска по другим по­граничным и психосоматическим заболеваниям. Требуются спе­циальные исследования, отражающие практику психологической работы по преодолению отклоняющегося поведения подростков и юношей, по профилактике раннего алкоголизма и наркомании. Особое внимание в консультативной работе следует обратить на коррекцию супружеских отношений, на профилактику разводов и острых семейных кризисов.

Решение широкого круга практических задач требует создания особой методологии психокоррекции и психологического консуль­тирования, развития исследований в различных аспектах органи­зации психологической помощи как контингентам риска, так и здоровым людям по преодолению психологических конфликтов и затруднений. Такие исследования в настоящее время осуществ­ляются в медицинской, социальной, педагогической психологии и в активно развивающемся междисциплинарном направлении — психологическом консультировании.

Не менее важно проводить теоретические исследования по анализу закономерностей психологического воздействия в его разных формах, по вычленению условий практической организа­ции такой работы.

Перспективным направлением исследований следует считать разработку теории и практики активного социального обучения и различных модификаций социально-психологического тренинга.

По-видимому, в ближайшее время психологическая наука сможет предложить обоснованную классификацию различных способов психологического воздействия. Среди них — психоло­гически ориентированная психотерапия, психокоррекция, консуль­тирование, тренинг, активное обучение.

Развертывание практических и теоретических исследований в этой области позволит внести весомый вклад в охрану здо­ровья советских людей, в утверждение психологически гармонич­ного образа жизни, в активизацию человеческого фактора, в фор­мирование поистине свободной, сознательной и творческой лич­ности.

ЛИТЕРАТУРА

А м б р у м о в а А. Г. Актуальные проблемы суицидологии3 М., 1981.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

А н т о н я н Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные усло­вия формирования личности в детстве. М., 1983.

Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1980.

Б а с с и н Ф. В., Рожнов В. Е., Р о ж н о в а М. А. Психиче­ская травма//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М, 1986.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и под­ростков. М., 1972.

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

Братусь Б. С, Сидоров Г. И. Психология, клиника и про­филактика раннего алкоголизма. М., 1984.

Бурно М. Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбу­латорной практике//Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 35—41.

Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.

Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., 1972.

Воловик В. М. и др. Исследование семьи и семейной терапия при шизофрении//Семейная психотерапия при нервных и пси­хических заболеваниях. Л., 1978.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М, 1956.

Г ар б у зов В. И. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М., 1987.

Г о з м а н Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Головаха Е. И., К р о н и к А. А. Психологическое время лич­ности. Киев, 1984.

Драпкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии//Материалы VII Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. Т. III. M., 1981.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982.

Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., 1960.

3 е й г а р н и к Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.

Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1978.

Кайдановская Е. В. Исследование психологических харак­теристик больных неврозами: Автореф. дис....канд. психол. наук. Л., 1987.

Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Нравственное развитие до­школьников в игре. М., 1986.

Кемпински А. Психопатология неврозов. М., 1975.

Корчак Я. Избранные произведения. М., 1979.

Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982.

Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод кор­рекции психологических характеристик субъекта общения. Дис.... канд. психол. наук. М., 1980.

Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции меж­личностных отношений//Семья и формирование личности. М., 1981.

Кратохвил С. Биографическая, тематическая и интеракционная ориентация в групповой психотерапии//Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской де­онтологии. Л., 1976.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.

Мишина Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия//Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.

Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

М я г е р В. К. Общие принципы и методика семейной психоте­рапии у больных неврозами//Тезисы докладов конференции по психотерапии. М., 1973.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы

социально-психологического тренинга. М,, 1982.

Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психогигиенической к психопрофилактической помощи. Л., 1985.      

Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. М, 1971.

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974.      

С о к о л о в а Е. Т. Проективные методы исследования личности.  М., 1980.

Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М.,. 1980.

С то лин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе ле­чения заикания//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 400—420.

Эйдемиллер Э. Г. О взаимной оценке характера подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстрой­ствами, и их родителей//Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972.

Ackerman N. W. The Psychodynamics of Family Life. N. Y.,. 1958.

Adler A. The neurotic constitution. N. Y., 1926.

Ax line V. M. Play Therapy. Houghton Mittiin Co. N. Y., 1974.

Berne E. Games people play. N. Y., 1964.

Freud A. The psychoanalytical Theatment of a chiid. L., 1946.

Horney K. Neurosis and Human Growth. N. Y., 1950.

Howells L. Q. Theory and Practice of Family Psychiatry. Edin-burg, 1968.

Klein M. The Psycho-analysis of Children. L, 1923.

Levy D. Realease Therapy//American J. Orthopsych. 1933. N 9.

Leary T. F. Interpersonal diagnosis of Personality. N. Y., 1957.

Moreno J. L. Group psychotherapy. N. Y., 1946.

PalazzolyM. S. Paradox and Counter-paradox. N. Y., 1969.

Pearson G. Emotional disorders of children. N. Y., 1949

Perls F. Gestalt Therapy. Calif., 1969.

Richter H.-G. Patient Family. Hamburg, 1970.

Rogers C. R. Client-centered therapy. Boston, 1951.

Rogers С R. Psychotherapy and personalyty change. Chicago, 1954.

S a t i r V. Conjoint Family therapy, Science and Behavior Books Palo Alto., Calif. 1964.

S с h u t s W. Elements of encounter. N. Y., 1975.

SI a vson S. R. An introduction to group therapy. N. Y., 1943.

W о 1 p e J. Behavior therapy for psychosometic disorders//Psychosomatics. 1980. Vol. 21. P. 379—385.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: