Понятие об автономии и упорядоченности личностных свойств в организации

          Бесспорным фактом является то, что все люди различны. Различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, возраст, пол, образование, темперамент, характер, способности, разный уровень интеллекта, по-разному делают одинаковые действия и по-разному ведут себя в одинаковых ситуациях. Различия между людьми определяются их личностными качествами и индивидуальными особенностями. Это разнообразие делает человека человеком, а не машиной, существенно расширяя потенциал и возможности организации. И это же разнообразие порождает трудности в управлении организацией, проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

Организация работы с персоналом всегда сталкивается с вопросами, каким должен быть член организации, на какие основные характеристики личности следует обращать внимание.

Личность определять очень сложно. Она представляет собой сложное явление, некоторую целостность, понимание которой связано с учетом целого комплекса взаимосвязанных характеристик, которые нельзя вместить только в характеристики: плохой-хороший, приятный-неприятный, сильный-слабый.

Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества. Словарь по психологии определяет личность как «определяемое включенностью в общественные (в нашем случае организационные) отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении».

В теории организации личность человека, её сущность рассматривается с точки зрения выполняемой им в организации роли, функциональных обязанностей, поведения работника, способов взаимодействия в процессе труда, совместной деятельности. Здесь есть определенные сложности.

Организация, создавая роли, определяя функционал, стремится к стандартизации и унификации, но большинство людей с трудом вписывается в стандартизированные рамки. Возникает противоречие между стандартизацией, нормами организационного окружения и разнообразным поведением человека, основанном на личностных началах.

Любая личность характеризуется:

· общими качествами (интеллект, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.)

· специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могу быть общими, присущими в той или иной мере всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);

· частными (решительность, настойчивость, критичность мышления и пр.);

· деловыми (подготовленность к определенному виду деятельности в виде совокупности профессиональных знаний, умений и навыков);

· биологически обусловленными особенностями (например, темперамент);

· определенным складом характера.

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, динамикой личности, типом темперамента, целями, которые он преследует, настроением, а также условиями его индивидуальной деятельности, особенностями окружающей среды и другими факторами.

Психологи определяют несколько типов, работающих в организации людей, видов и форм проявления их поведения, отношения к работе, основанных на личностных качествах.

Работники с повышенной активностью (гиперактивные). Этой категории свойственны общительность, открытость, увлеченность, предприимчивость, доброжелательность, некоторая поверхностность в суждениях, слабая сосредоточенность. Для таких людей более всего подходит живая организаторская и общественная работа. Им требуются большие усилия для занятия однообразной, рутинной, кропотливой работой.

Люди скрытные, склонные к самосозерцанию (аутичные, аутистические, от греч. autos - сам). Они малообщительны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведения. Такие работники лучше всего могут проявить себя как исследователи, конструкторы, эксперты, консультанты и т.д.

Сотрудники с неустойчивым настроением (лабильные, неустойчивые). Им свойственны перепады активности и работоспособности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически входить в конфликт, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.

Работники, некритически оценивающие свои возможности и поведение (демонстративные). Этому типу людей свойственно стремление показать себя лучше, чем они есть на самом деле, они легко приспосабливаются к обстоятельствам, а при возможности манипулируют действиями коллег. Людям данной категории лучше всего заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где чрезмерная демонстрация себя не играет негативной роли.

Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности. Обычно они нетерпимы к критике, упрямо, а иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрессивны. Работа с такими сотрудниками требует особого подхода и терпеливости.

Пунктуальные, педантичные работники отличаются высокой добросовестностью и достаточно глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполненной работы, они постоянно стремятся к её совершенствованию.

Люди несамостоятельные, приспособленцы (конформные) часто бывают несобранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают психологи, из них вырастают незаменимые руководители.

Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством долга, которые легковесно относятся к своим функциональным обязанностям, часто увлекаются более приятными делами, мягки и тактичны в общении, имеют множество знакомых на службе и вне её. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности, за такими сотрудниками необходим тщательный контроль.

При таком множестве форм проявления характеров менеджер не должен спешить с окончательными выводами по поводу того или иного сотрудника, Иначе можно потерять ценных работников, важно найти им работу по интересам, способностям и типу темперамента.

Любой работник проявляет себя в организации через поведение, его принято называть организационным поведением. Поведение человека – это совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они ответственно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов организации в условиях меняющейся среды выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность.

Достичь данной цели можно различными путями.

1. Подбор людей с необходимыми профессиональными и личностными качествами. Это довольно сложная задача. Профессиональные и личностные качества не всегда совпадают. Не всегда можно найти человека с необходимыми характеристиками. Нет гарантии, что будет ожидаемое поведение и т.д.

2. Организация влияет на человека, заставляя его изменять свое поведение в нужном для нее направлении. Но для этого тоже необходимо знать, что определяет повеление человека, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, отчего зависят его предпочтения.

Тремя основополагающими личностными началами, которые являются движущими факторами поведения человека в организации являются:

- восприятие человеком организационного окружения;

- критериальная основа поведения;

- мотивация.

Начнем с восприятия человеком окружения. Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения, обработки и интерпретации информации, представления об окружающем мире.

Сам по себе этот процесс одинаков для всех. Вначале, на входе человек получает информацию из внешней среды, затем обрабатывает информацию, приводит ее в определенный порядок, и, наконец, на выходе – систематизированная информация ложится в основу действий человека, его поведения.

Процесс одинаков для всех, но восприятие об окружающей среде у каждого человека свое, оно различно, носит субъективный личностный характер. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же, но видят его совершенно по-разному. Субъективный характер восприятия приводит к полному или частичному искажению или потере информации.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. На данного рода решения оказывают большое влияние цели, которые преследует человек, условия, в которых разворачиваются действия, его возможности, настроения и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии факторов поведение каждого человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью, определенными присущими ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения, запретами и тому подобными моментами. Более того, в совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения. И это опять будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, задающую их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов:

- расположение к людям, событиям, процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом, что играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и его организационного окружения.

- ценности, разделяемые человеком. Ценности – это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они устойчивы во времени, их не так много, они формируются в процессе воспитания. Ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

- верования, которых придерживаются люди, во что верят. Верования – это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Однако в тот момент, когда человек имеет какие-то определенные верования, он обычно воспринимает и оценивает объект в соответствии с этими верованиями. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, на основе информации, поступающей извне, в результате способностей других людей убеждать в правоте их суждений, хотя они не всегда соответствуют действительности.

- принципы – правила и нормы, ограничения, которым человек следует в своем поведении. Принципы формируются на основе ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

Итак, восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

· люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

· люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

· люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

· интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

· подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

· размер (большие объекты воспринимаются проще, чем малые);

· состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвет, звуки).

Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, например, как отбор и назначение людей на должности, проведение переговоров, формирование рабочих групп и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: