Мотивация встречи инициативы «снизу» и «сверху»

При рассмотрении трёх моделей взаимодействия: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали – нужно иметь в виду и знания об иерархичности и субординации. Однако важно видеть отличия: субординация – сугубо деловой термин, который применяется при описании этикетных норм и правил, а понятие моделей взаимодействия используются в рамках психологической науки и этики.

Реальная практика в деловой сфере также не обходится без этики: представителям бизнеса эффективнее общаться, если они уверены в порядочности и нравственности своих коллег и партнёров, и при подборе кадров сотрудников все стараются найти надёжных, достойных и честных.

Руководитель и его манера поведения, личностные особенности и стиль общения с подчинёнными оказывают на коллектив прямое влияние. Строить планы и стратегию развития компании или её отдела, отдавать приказы и распоряжения, распределять должностные обязанности, доверять ответственность и устанавливать тактические правила – цели топ-менеджера на уровне управления. Главная задача на уровне социальной ответственности – выстроить такие связи и отношения, которые бы содействовали работоспособности отдела и поддерживали здоровый нравственно-психологический климат между коллегами.

Первое лежит в сфере профессиональных компетенций и зависит от сферы деятельности, а второе – должно опираться на семь этических требований.

Главная задача на уровне социальной ответственности – выстроить такие связи и отношения, которые бы содействовали работоспособности отдела

1. Направленность на сплочение коллектива. Одна из ключевых социальных установок – создать коллектив, основанный на двух составляющих: во-первых, всем членам коллектива необходимо осознавать и принимать его цели и ценности, во-вторых, коллектив должен уважать каждую личность, индивидуальность.

2. Справедливость. Сотрудники имеют равные права не только на привилегии, но и на наказания: по заслугам и по одинаковым критериям.

3. Требовательность. Недобросовестность и ошибки сотрудника должны быть замечены, названы и наказаны: если позволить подчиненным обмануть себя или просто создать подобное впечатление, то авторитет может быть подорван.

4. Конструктивная критика. Справедливая, доказательная, профессиональная, никогда и не при каких условиях не направленная на личность и самость человека. Делая замечания, важно быть тактичным и понять причины ошибок подчинённого: это поможет их быстрому устранению и исправлению ситуации.

5. Доверие. Умение раскрыть потенциал сотрудников. Передоверяя ответственность, делегируя полномочия, уважая самостоятельность и поощряя инициативу, руководитель не просто формирует коллектив профессионалов, но и облегчает свою работу.

6. Преданность. Отстаивание интересов коллектива, умение быть его частью – это то, что только увеличит несомненное уважение и ответную верность всех его сотрудников.

7. Уважение и беспристрастность. Если руководитель предъявляет подобное требование к себе, то может и имеет право настаивать на обязательном их исполнении и внутри коллектива.

Подобные психологические установки формируют фигуру лидера: если формальный руководитель является лидером внутри коллектива, то есть шанс, что эффективность слаженной команды даст реальные позитивные результаты – бизнес-успехи и деловые победы.

Подчинённый берет на себя роль более низкую по статусу и субординации

Подчинённый берет на себя роль более низкую по статусу и субординации. Однако сотрудник в психологическом плане, на уровне личности, остаётся для руководителя равным партнером, профессионалом в своей области, поэтому обладает важными правами и возможностями при общении с ним. При этом потребуется пять важных способностей и умений:

1. Честность.

2. Ответственность.

3. Умение не соглашаться, критиковать и проявлять инициативу: деликатно, уважительно, с соблюдением субординации.

4. Умение включить руководителя в события коллектива. Сообщать о том, что происходит внутри коллектива, необходимо грамотно: только о существенном и важном, влияющем на весь коллектив; обязательно делать это открыто, с предоставлением различных сторон и позиций.

5. Доброжелательность. Уважительность к руководителю ни в коем случае нельзя путать с почтительностью и чинопочитанием: современный руководитель и коллеги на нездоровую, слишком робкую и пристрастную боязненность не смогут ответить уважением, воспринимая её как раболепие.

Основополагающая психологическая сложность общения между коллегами внутри коллектива – это конкуренция

Социальные условия деловой среды специфичны: во-первых, опираются на социальные роли, а во-вторых, основываются на иерархичности и стремлении людей занять более высокий статус и расти не только профессионально, но и подниматься по карьерной лестнице. Поэтому основополагающая психологическая сложность общения между коллегами внутри коллектива – это конкуренция. Сделать её эффективным механизмом, поддерживающим всю социально-психологическую модель, в руках не только топ-менеджера, но и самих участников коллектива: достаточно быть не только конкурентами, но и сотрудниками, коллегами, выполняющими единую задачу.

1.Разделение прав и обязанностей. Разделение ответственности. Равные партн ры обычно на первом этапе проделывают нечто подобное, устанавливая рамки сотрудничества. В коллективе же, если руководитель разделил обязанности неточно или предоставил в этом деле самостоятельность, необходимо обозначить рамки обязанностей и чётко разделить грани ответственности со всеми коллегами.

1. Равноправие. Ни один участник коллектива или партнер не имеет право требовать к себе специального или особого отношения.

2. Преданность. Идентификация себя как части компании, коллектива. Перед представителями других коллективов или отделов важно демонстрировать единство. Если необходим один человек для делегирования, то он должен выгодно и ответственно представить весь коллектив.

3. Умение признавать ошибки и их исправлять. Умение давать только реальные обещания и всегда их сдерживать. Уважение коллектива заслуживается открытой позицией и профессиональным подходом к решению деловых вопросов.

4. Конструктивная критика. Коллеги имеют право на критику, однако, как и в ситуации с руководителем, она должна быть справедливой, щадящей, доказательной, профессиональной.

5. Быть, а не казаться. Презентация – это важный коммуникативный навык в современном мире, однако и в наши дни правдивость, искренность и открытость ценятся намного выше, чем внешний, напускной лоск.

6. Дружелюбие и уважительность. Они могут выражаться как в мелочах и нюансах: внешних проявлений симпатии, обращении по имени и на «Вы», так и в общем: непредвзятости, отсутствии предрассудков, неучастии в ссорах, сплетнях.

Ни одно из этих требований не нарушает и не вступает в противоречие с возможной конкуренцией, наоборот, будет способствовать её здоровью и чистоплотности.

Этика делового общения опирается на психологию и другие гуманитарные науки. Знание природы человеческой личности и социума позволяет не просто применять этикетные правила и следовать нормам, но и встраивать эффективные, подвижные, мобильные модели поведения, которые можно подстраивать под индивидуальные особенности коллектива и его всегда неповторимых представителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: