Диагностика «Мотивы выбора профессии»

Тема: Определение профессиональных склонностей. Расширение профессионального опыта. Оценка способностей.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков.

Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач

Цели: Обсудить с обучащимися основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии. Создать условия для определения учащимися своих способностей. Развивать способности обучающихся, воспитывать интерес к профессионализму

Выбор профессии – один из важнейших моментов, которые совершает человек в своем жизненном и профессиональном самоопределении.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя, свои способности, интересы, склонности и в то же время знать потребности рынка труда.

Выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»:

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д. Это и разнообразные хобби и интересы.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: 1) интересна и привлекательна для вас; 2) соответствует вашим способностям; 3) пользуется спросом на рынке труда.

СКЛОННОСТИ – ХОЧУ СДЕЛАТЬ!

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, который влияет на выбор профессии.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

 

Способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие ему успех деятельности

От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают, как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные:

- Творческие (музыкальные, литературные, художественные);

- Инженерные

- Коммуникативные

- Научные (математические, лингвистические, и т.д.)

- Мнемические (способности к запоминанию)

- Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Общие способности - это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Они необходимы для широкого круга занятий. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности.

Именно ими определяются успехи и достижения в спорте, обучении, преподавании.

Специальные способности - это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Практическая работа № 2 Психодиагностическая работа с тестами по профпригодности.

Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий.

Что такое профессия? (Слово профессия произошло от латинского «profiteer», что переводится как «объявлять своим делом», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)
Как люди принимают свое решение в выборе профессий? Что им в этом помогает?
Наиболее важными являются интересы личности. Что-то становится для человека жизненно значимым и эмоционально привлекательным.

 




Диагностика «Мотивы выбора профессии»

 

Инструкция: Приведем тест, который поможет вам выбрать свой мотив выбора профессии. На «листе ответов» напротив цифры вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «–», если не имеет значения.

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков, умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия престижна в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое, неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе «на хлеб».

21. Привлекают модные профессии (менеджер, брокер, дизайнер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне материальной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

 

 

К данному заданию прилагается лист ответов:

Анализ результатов:

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.

1.Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

2.Если наибольшее количество плюсов в столбце Б, то больше привлекает материальное благополучие, желание заработать; интересы, склонности практическая подготовленность учитывается в меньшей степени.

3.В случае если наибольшее количество плюсов в третьем столбце В, имеет место стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: