Современные приемы и средства манипулирования сознанием

Тема: Социально - психологические опасности и способы защиты от них.

План.

 

1.  Информация как важнейший фактор функционирования социальной системы.

2.   Современные приемы и средства манипулирования сознанием.

3.  Основы информационно-психологической безопасности функционирования социальной системы в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях.

4. Методы и приемы психологической защиты.

1. Информация как важнейший фактор функционирования социальной системы.

Социальная информация – это информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечивает нахождение, хранение, передачу важной, программирующей поведение индивидов информации от поколения к поколению (вертикальный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен информацией). Она воплощена в орудиях труда и других предметах «второй природы», в документальной (летописи, книги, архивы, газеты, журналы, магнитные диски и ленты и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства) и устной форме. Именно поэтому всякое новое поколение людей благодаря социальной информации избавлено от необходимости повторять все сначала.

Информация (информационное сообщение) поставлена учеными в один ряд с материей (пищей) и энергией (теплом) как наиболее важными факторами в жизни и развития человека и общества. Высшим видом человеческой практики является социальное управление (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой и т.д.), которое немыслимо без социальной информации.

В социуме, т.е. обществе происходит постоянный обмен сообщениями, сведениями о различных предметах, явлениях и процессах действительности. Делается это для того, чтобы люди могли успешно играть свои социальные роли, управлять бесчисленными объектами окружающего мира.

Социальную информацию подразделяют на три больших класса:

1) информация о прошлом (историческая);

2) информация о настоящем;

3) информация о будущем.

Главные, непреходящие требования к информации, следующие.

Истинность, достоверность, соответствие информации тому, что она отражает.

Современные приемы и средства манипулирования сознанием.

 

Значительно различаются средства и способы воздействия на подсознание, используемые, например, сто лет назад, и современные. С массовым распространение телевидения, Интернета и печатных СМИ это стало делать намного легче. В частности, речь идет именно о большом охвате территории. Воздействие на массовое сознание в значительно больших объемах.

Более эффективное манипулирование массовым сознанием возможно, когда человек находится под постоянным воздействием какой-то информации. Ведь в этом случае ему уже как бы и не надо думать. Все «продумано» за него. И при этом в данном случае результат достигается благодаря тому, что у человека формируется новая идеология.

Не менее важны для успешности манипулирования и смена систем ценностей, появления новых ценностей. Вас как бы заставляют отказаться от прошлого, предлагая взамен новый мир.

Современные средства массовых воздействий на аудиторию, сочетают рекламу и средства массовой коммуникации (СМК). Не секрет, что реклама в значительной мере подменяет истинные (внутренние) ценности человека, подменяя их навязываемыми ему. Воздействуя на подсознание индивида, реклама приводит к тому, что человек уже как бы и не принадлежит самому себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно он еще противится некоторым из них, подсознательно он уже делает выбор в пользу той или иной психологической установки. Возможно формирование комплекса неполноценности у определенных групп населения, не имеющих возможности купить тот или иной товар. Товар, соответствующий тому или иному стилю жизни.

Известен принцип дробления информации, применяемый в целях повышения внушаемости аудитории. Например, если рассмотреть первую полосу какой-нибудь крупной газеты или первые минуты новостного блока телепередач, мы заметим, что изначально перед нами представлена как бы «выжимка» (основные события) того, о чем будет рассказано. Таким образом, аудитория уже как бы подготовлена. Фрагментарное разнесение информации по разным полосам направлено на то, чтобы индивид с самого начала не был способен их объединить и понять проблему. При этом (как бы «до кучи»; т.е. для лишения информации главного смысла) используется техника сенсационности. Например, быстро сменяемые сюжеты в новостях приводят к тому, что человек просто физически не в состоянии выделить для себя главные моменты получаемого материала и сделать какой-либо критический анализ его. Внимание индивида как бы рассеивается. У человека тем самым снижается уровень психологической защиты и критичности, а значит, резко возрастает порог внушаемости. Вследствие чего вовремя поданная реклама как бы способствует проникновению сразу же в подсознание. И пусть человек, испытавший на себе такую форму воздействия, сразу не побежит покупать тот или иной товар или голосовать за ту или иную партию или депутата. Но можно быть уверенным: когда подойдет необходимость этого, человек будет руководствоваться именно тем, что уже находится в его подсознании.

Существует множество различных принципов манипулирования массами, в большинстве своем основанных на таких категориях психики как внушение, заражение, и подражание.

Средства современных средств массовой информации привносят свои методы воздействия (манипулирования) над массами. Причем результативность их в нынешнем обществе достаточно высокая.

Рассмотрим шесть наиболее распространенных принципов манипулирования, встречаемых нами в жизни.

Принцип последовательности.

Быть последовательным — естественное желание любого человека. Быть последовательным в своих взглядах — значит являться уважаемым человеком. На это-то и рассчитан принцип манипуляции, когда, вынудив человека первоначально удостовериться в своих обязанностях (например, заполнить самолично форму договора, или написать стишок о том какая хорошая фирма, или великолепен тот или иной товар), тем самым «гарантировано» получает «нового клиента». Для человека очень важно ощущать себя последовательным. И если он сделал первый шаг, то почти обязательно сделает и второй.

Принцип авторитета.

Если с какой-нибудь просьбой к нам обратится не просто какой-то человек (тем более, неизвестный нам), а наделенный какими-то знаками отличия и общественного признания (например, академик, генерал, губернатор — обращающийся лично к вам), в большинстве случаев можно говорить что вы последуете его просьбе. Это принцип авторитета.

Недалеко отсюда и принцип благосклонности. Нам легче поверить внешне привлекательному (даже красивому) человеку, чем имеющему какой-либо внешний дефект.

Если нас о чем-то попросит красивая актриса или фотомодель, это намного большая гарантия того, что мы откликнемся на ее просьбу, нежели чем на просьбу какого-нибудь бомжа, или пьяницы, валявшегося в грязи. Руку мы быстрее подадим поскользнувшейся Шерон Стоун (для женщин — выберете любого актера-мужчину), чем грязному, оборванному, и полупьяному нищему.

Еще один из принципов — принцип взаимного обмена. Или «правило признательности». Этот принцип широко используется в крупных супермаркетах, когда нам бесплатно предлагают попробовать какой-либо товар, тем самым бессознательно вынуждая нас (в качестве признательности) в дальнейшем (или тут же) купить этот самый товар.

Принцип заразительности.

Если большое количество народа покупает какой-либо товар, мы как бы бессознательно стремимся сделать то же самое. Здесь же происхождение и популярность различных рейтингов, проплаченных хлопков в зрительном зале во время выступления деятелей эстрады и шоу-бизнеса, и т. п. Везде в таких случаях индивид как бы первоначально и бессознательно ориентируется на массовое поведение других людей.

И, наконец, еще один принцип — это принцип дефицита. Он основан на том, что человек начинает что-то покупать в случае если эту вещь может потерять или наоборот, выгодно приобрести. Риск чего-нибудь лишиться прямиком воздействует на наше подсознание, вынуждая совершать зачастую ненужные покупки.

Манипулятор стремится превратить людей в потребителей идей, готовых мнений, убеждений. Не надо принимать ни одного утверждения без мысленных вопросов (при этом помнить, что свойство человеческого ума уходить от трудных вопросов, «заметать их под ковёр»).

Средства информационно-психологического воздействия:

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и распространения. Радио и телевидение, стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры.

Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.

Звуковещание, осуществляемое с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах.

 Компьютерные средства, глобальная компьютерная информационная сеть Интернет.

 Предметы повседневного обихода (в зоне боевых действий), продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности с соответствующим информационным сопровождением.

Итак, есть резон стремиться отделить зёрна от плевел. Изначально не принимать поток информации без просеивания его через знание технологии манипулирования, вопрос «кому это выгодно?», памятуя о том, что интересы манипулятора далеко не всегда совпадают с нашими интересами.

Каждому человеку следует более внимательно относиться к себе и при поступлении к нему какой-либо информации включать в первую очередь разум, а не чувства, для анализа подобной информации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: