Налоговое регулирование

Прежде всего, для налогов характерна связь с государством, что определяет публичный характер этих платежей. Они и появились вместе с государством как основной источник средств для материального обеспечения деятельности органов государственной власти. Налоги, как главный инструмент мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов, широко используются для воздействия на хозяйствующие субъекты. При этом налоги играют двоякую роль: 1) это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа государственной бюджетной политики; 2) это инструмент регулирования. Задача государственных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц с целью перевода экономики на интенсивный путь развития, стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, создания благоприятных условий для развития стратегически важных направлений экономики страны.

В Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ) содержится легальное определение налога и сбора:

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Необходимо отметить, что налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий.

Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный (или принудительный) характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Налоги должны быть уплачены в сроки и размерах, установленных законодательством.    

Для характеристики налогов существенно, что установление их относится к компетенции законодательных органов государства. Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Но взимание налога согласовывается с парламентом, как представителем всего народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества. Более того, во многих странах существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. Это предопределяет главную юридическую черту налога - односторонний характер его установления.

Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-нибудь в пользу конкретного налогоплательщика. В связи с направленностью налогов на общие потребности государства и общества они зачисляются в государственный бюджет. Будучи направленными в бюджет, налоги, как правило, не имеют целевого характера. Поступив в общую сумму доходов бюджета, они распределяются на финансирование расходов государства в соответствии с принятыми планами и программами. Однако в порядке исключения из этого правила, налоги могут иметь и конкретное целевое предназначение, что предполагает усиление финансовых гарантий выполнения определенных государственных программ.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Исходя из рассмотренного, можно отметить следующие юридические признаки налогов:

а) это обязательные платежи;

б) по юридической форме они являются индивидуально безвозмездными;

в) они устанавливаются представительными (законодательными) органами власти;

г) они распространяются как на физических, так и на юридических лиц;

д) суммы, поступающие от налогов, подлежат зачислению в государственную или муниципальную казну;

е) уплата налогов производится в сроки и размерах, установленных законодательством.

Налоговый кодекс РФ закрепляет (ст. 3) основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

6. Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

В НК РФ отсутствует легальное определение налоговой системы России. Система налогов, закрепленная НК РФ, составляет ядро налоговой системы страны. Понятие “налоговая система” шире понятия “система налогов и сборов”. Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение.

1. В зависимости от категории субъектов (плательщиков) выделяют:

а) налоги с юридических лиц (налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др.);

б) налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество и др.).

Вместе с тем, для настоящего времени характерно появление в РФ группы налогов, общих как для юридических, так и для физических лиц (земельный налог, налоги с владельцев транспортных средств и др.).

2. В зависимости от характера использования налогимогутбыть:

а)общегозначения (зачисляются в бюджет);

б) целевые (зачисляются во внебюджетные целевые фонды).

1. В зависимости от формы возложения налогового бремени (формы взимания) налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые (или подоходно-поимущественные) взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество и др.).

Косвенные (или налоги на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ (акцизы, НДС, таможенные пошлины и др.).

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль).

Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый, нормальный, средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и др.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество. Иногда в виде реального налога выступает плата за патент.

4. По объектам налогообложения налоги классифицируются на:

а) платежи с доходов (выручки, прибыли);

б) платежи с имущества;

в) платежи с определенных видов деятельности;

г) платежи за пользование природными ресурсами.

Такие налоги распространяются как на юридических, так и на физических лиц.

5. По степени постоянства налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называют налоги, которые длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета.

Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрыть дефицит. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

6. В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на:

а) федеральные;

б) налоги субъектов федерации;

в) местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Налоги и сборы субъектов РФ изменяются и отменяются законами субъекта РФ о налогах и сборах. Не могут устанавливаться налоги и сборы субъектов РФ, не предусмотренные НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Элементы налогообложения и ограничения на введение местных налогов те же, что и в региональных налогах. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

 

Налоговое регулирование представляет собой систему мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Рациональное использование налогов определяет финансовую основу практического реформирования экономики, успешного преодоления кризисных явлений, повышения уровня социальной защиты населения. В современных государствах налоговая система выполняет не только фискальную функцию сбора налогов для обеспечения базовых функций государства. Сформировался также ряд функций, оказывающих существенное влияние в целом на социально-экономическое развитие. Ниже приведены основные функции налоговой системы.

1. Фискальная, в соответствии с которой налоги используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения потребностей общества и государства в целом.

2. Регулирующая - имеет разные стороны своего проявления, в связи с чем может быть расчленена на несколько функций, влияющих на социально-экономические процессы, а именно:

а) налоги могут быть регулятором общественного производства - стимулирования или сдерживания, ограничения развития определенных отраслей и экономических процессов, сфер и форм деятельности и т.п. (путем предоставления льгот, снижения или повышения ставок налогов и т.д.);

б) с помощью налогов возможно регулирование потребления (например, применение акцизов, действующих в дифференцированных размерах в форме надбавки к цене разных товаров, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении этих товаров, а также на потребление в целом);

в) в налогах заложены возможности регулирования доходов населения (например, налогообложение может быть нацелено на ограничение доходов высокого уровня с помощью повышенных ставок и, напротив, учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан, полностью или частично освобождаемых от уплаты налогов);

г) налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, политику в отношении семьи и молодежи, иные социальные явления;

д) правила налогообложения могут отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от некоторых налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и РФ и т.д.), активизировать участие юридических и физических лиц во вложениях средств на благотворительные или иные социальные цели (не подлежат налогообложению суммы доходов граждан, перечисляемых по их заявлениям на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета; подобные же льготы установлены и по налогообложению предприятий).

3. Стимулирующая – с помощью налоговой системы государство имеет реальную возможность стимулировать и производство, и потребление. Налоги выступают финансовой основой государственных инвестиций в материальные и социальные факторы экономического роста.

В мировой практике сложилось несколько направлений реализации стимулирующей функции налогов, в частности:

а) отсрочка от уплаты налогов, «налоговые каникулы», инвестиционный налоговый кредит (стимулируется создание новых производств, новых рабочих мест, что позволяет пройти стартовый этап развития бизнеса с меньшими затратами);

б) налоговые скидки на инвестиционные вложения из собственной прибыли (стимулирует бизнес финансировать развитие производства из собственных, а не заемных источников);

в) ускоренная амортизация (дает возможность более быстрыми темпами накапливать финансовые ресурсы для обновления основных средств);

г) стимулирование инновационной деятельности (налоговые скидки на прирост НИОКР, льготы по социальным выплатам для персонала, занятого в сфере прикладных исследований и разработок).

4. Социальная – с помощью налогов:

а) образуют финансовые ресурсы государства в сфере производства общественных благ (в т.ч. на финансирование образования, здравоохранения, культуры);

б) используют для выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и для помощи малообеспеченным;

в) прогрессивное налогообложение доходов и имущества граждан в определенной степени перераспределяет доходы между слоями общества, сглаживание дифференциацию населения по доходам;

г) для групп населения с низким доходом предусматриваются налоговые льготы (уменьшение налогооблагаемой базы), что ведет к увеличению их конечных доходов. 

4. Контрольная - ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений за законностью получения доходов, использования имущества и земли. Механизм налогообложения способствует ведению учета денежных доходов и материальных ценностей в стране, требующегося для анализа ее экономического потенциала и определения перспектив, решения конкретных вопросов социально-экономического развития.

Базовыми условиями выполнения налогового контроля являются:

- постановка на учет налогоплательщиков;

- предоставление в налоговые органы декларации, где указаны сведения, явившиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;

- налоговые проверки: выездные и камеральные.

6. Особая роль механизма налогообложения заключается в развитии федеративных отношений в новых условиях существования российской государственности. Налоговая политика в России, с ее федеративным государственным устройством, признана одним из главных элементов национальной политики, нацеленной на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства. Она призвана также способствовать развитию местного самоуправления.

Только совокупный учет всех функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, показать возможности налогов как эффективного механизма воздействия на социально-экономические процессы.

Российская налоговая система построена на следующих принципах:

1. Принцип всеобщности означает охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы.

2. Принцип обязательности, то есть принудительность налога, неизбежность его выплаты.

3. Платежеспособность предусматривает взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода или прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов.

4. Принцип стабильности предполагает устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

5. Принцип федерализма требует сочетания общефедеральных интересов с интересами субъектов федерации, обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) каждого из субъектов федерации.

6. Единство налоговой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране. Согласно этому принципу налоговая система в стране устанавливается федеральным законом и действует повсеместно на всей территории Федерации.

7. Равноправие субъектов РФ в области налогообложения определяется ст. 5 Конституции РФ, закрепившей это равноправие в качестве общего принципа. Соответственно этому принципу на все субъекты РФ в равной мере распространяется федеральное налоговое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов федерации вправе осуществлять собственное регулирование налоговых отношений и самостоятельную деятельность в области налогообложения: принимать в соответствии с федеральными законами свои законы и иные нормативные акты, устанавливать налоги, налоговые льготы и т.д.

8. Самостоятельность налоговой, деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности, помимо федеральных законов, законодательством субъекта федерации, на территории которого они функционируют. Органы местного самоуправления вправе принимать правовые акты, которыми в рамках своих полномочий регулируют налоговые и другие финансовые отношения (например, принимают решение о введении местных налогов и сборов, положения об этих платежах).

9. Социальная направленность и справедливость налоговой деятельности в стране вытекает из положений Конституции РФ, определяющих Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике налоговое законодательство устанавливает налоговые ставки и налоговые льготы таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства. Налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума. Различают: а) горизонтальную справедливость – одинаковый налоговый режим для лиц, находящихся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково; б) вертикальная справедливость – возложение повышенного бремени различных налогов на тех, кто обладает большими возможностями, то есть находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговым законодательством неодинаково.

10. Распределение функций в области налогообложения происходит на основе принципа разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Законы о налогах принимаются представительными органами власти. Исполнительные органы разрабатывают и обеспечивают исполнение бюджета, в доходной части которого отражаются поступления от установленных законодательством налогов, проведение единой налоговой политики.

11. Принцип гласности. Конституция РФ требует официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим область налогообложения. По смыслу Конституции РФ принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет, является правилом общим и для налогового права.

12. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по собиранию налоговых платежей, производится на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными планами и программами. То же следует сказать и о финансовом планировании на уровне муниципальных образований. Планирование налогов, как и всех других источников доходов бюджетов, производится в соответствии с бюджетной классификацией.

13. Принцип экономической эффективности предполагает, что налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства. Налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность хозяйствующих субъектов и граждан в повышении дохода и прибыли.

14. Гибкость означает, что налоговая система должна быть в состоянии реагировать на изменение экономической ситуации. Налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с нуждами и возможностями государства.

15. Политическая ответственность или определенность налогообложения выражается в том, что налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает сколько он должен платить налогов. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы государство было в состоянии более точно отражать их предпочтения и интересы.

 

Поскольку право устанавливать налоги принадлежит исключительно законодательным (представительным) органам власти, Законы о конкретных налогах должны содержать решение об основном содержании платежей. Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

а) обязанное лицо;

б) размер налогового обязательства;

в) порядок исполнения налогового обязательства;

г) границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести: а) к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки); б) к злоупотреблениям в налоговых органах, выражающимся в расширенном толковании положений закона.

Поэтому закон о каждом налоге содержит ряд следующих обязательных элементов:

1. Определение круга плательщиков, их основных признаков. К налогоплательщикам относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Носитель налога - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге, т.е. по завершению процесса предложения налогов.

2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. При этом Закон об основах налоговой системы закрепил принцип однократности налогообложения, согласно которому один и тот же объект может облагать налогом одного вида лишь один раз за определенный период налогообложения.

Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

3. Указание единицы налогообложения (в определенных случаях), т.е. части объекта налогообложения, на базе которой исчисляется налог (например, 1кв. м земли или 1 га пашни по земельному налогу). В других случаях такой единицей служит денежная единица страны.

Под единицей налогообложения принимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

4. Определение ставки, т.е. размера налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

По методу установления выделяют ставки твердые (например, 10 рублей за гектар пашни) и процентные (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

6. Установление льгот, то есть полного или частичного освобождения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.

Льготы, как правило, предусматриваются в законе о соответствующем налоге. По всем налогам льготы должны применяться лишь в соответствии с действующим законодательством. При этом запрещено предоставлять льготы, носящие индивидуальный характер.

 В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога - предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:

а) изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения;

б) скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;

в) налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Льготы могут быть выражены в разных формах:

а) установление необлагаемого налогом минимума объекта налогообложения;

б) изъятия из обложения определенных элементов объекта налога;

в) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

г) понижение налоговых ставок;

д) вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

е) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты.

7. Методы учета базы налогообложения. Существует два основных метода учета. Первый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходы - реально выплаченные суммы. Этот метод называется кассовым.

При применении второго метода важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты. Этот метод называется накопительным.

8. Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Равным называют метод налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе - это подушное налогообложение, самый древний и простой вид.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налогов.

При регрессивном налогообложении, наоборот, с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки (в основном - это косвенные налоги: акцизы). В настоящее время этот метод широкого применения не находит.

Инструменты налогового регулирования многообразны. Применение этих инструментов должно увеличивать эластичность налогов, то есть повысить способность налоговой системы увеличивать налоговые поступления при экономическом росте без непрерывного введения новых налогов или повышения налоговых ставок. Рассмотрим основные инструменты налогового регулирования экономики, применяемые государством.

1. Ускоренное амортизационное списание основного капитала.

 Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

2. Налоговая ставка.

Изменение налоговой ставки дает возможность правительству быстро и эффективно осуществлять смену приоритетов в финансовой политике государства. Как инструмент налогового регулирования налоговые ставки могут быть:

- едиными для всех налогоплательщиков;

- дифференцированными или льготными (пониженными), устанавливаемыми для отдельных групп налогоплательщиков и объектов нало гообложения, вплоть до применения нулевых ставок;

- штрафными или повышенными, устанавливаемыми по налогам за пользование природными ресурсами при сверхнормативном потреблении природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

3. Введение специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса.

Специальные налоговые режимы для субъектов МСП применяются в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельхозтоваропроизводителей.

4. Налоговые соглашения.

Представляют собой правила, с помощью которых предотвращается двойное налогообложение дохода.

5. Платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использование.

Цель их введения – стимулировать рациональное использование естественных богатств и охрану окружающей среды, получить средства для финансирования мер по их воспроизводству и охране.

6. Акцизы.

Устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль – служат: а) важным источником пополнения бюджета; б) средством ограничения потребления вредных для здоровья (алкоголь, табак и др.), а также предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.

7. Налоговые льготы.

Под льготами по налогам понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, предусматривающие возможность не уплачивать налог, уплачивать его в меньшем размере, либо облегчать исполнение налоговой обязанности при наличии законно установленных оснований. Они являются одним из основных и мобильных инструментов налогового регулирования социально-экономического развития. Налоговые льготы предоставляются как в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, вознаграждения за особые заслуги перед государством, стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики, модернизации процесса производства, привлечения в страну иностранных инвестиций. Выделяют три группы налоговых льгот: налоговые освобождения, налоговые скидки (вычеты), налоговые кредиты.

1) К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся такие льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. К этой группе льгот относятся также:

- налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков;

- образование консолидированных групп налогоплательщиков – экономия на налогах в силу консолидации доходов (сложение прибыли и убытков) участников группы и освобождения передачи товаров между ними от НДС.

2) Налоговые скидки (вычеты) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества.

3) Налоговый кредит (налоговые каникулы) - предоставление отсрочки на определенный период уплаты налогов или их снижение, перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: