Структура текста публичного выступления

ТЕМА 10. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ   

                              План

Публичная речь. Разновидности публичных выступлений. Часть 1.

Основные виды аргументов.

Структура текста публичного выступления. Часть 2.

Языковое оформление текста публичного выступления.

Упражнения.

Литература:

Блох М.Я., Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодический строй: Монография. М., 2011. –340с.

Кошкарова Л.С. Культура публичного выступления. М., 2006.– 51 с.

3. Stephen E. Lucas, Public Speaking. Encyclopedia of Rhetoric, ed. by Thomas O. Sloane. Oxford University pss, 2001

Сапер П.Л.Основы искусства речи.Пер. с англ..С.Д.Чижовой.-2-е испр.изд.- М.,1992.-С.18-144.

В зависимости от формы реализации содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют такие виды публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа, речь.  

Речь – это публичное выступление, посвященное злободневной, общественно значимой теме. По цели выделяют четыре вида публичных выступлений: информационная речь, которая в зависимости от задач подразделяется натакие разновидности:

-представление (сообщение информации о себе, т.е. самопрезентация),

-объяснение (информация о причинах и следствиях происшедшего, мотивации принятых решений, перспективах и задачах),

-инструкция (информация о порядке и способах действия),

-сообщение (о событиях или фактах),

-изложение своей точки зрения.

Убеждающая речь -это речь, которая призвана показать правильность занимаемой автором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по обсуждаемому вопросу. Типичные ситуации убеждающих выступлений: выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные или агитационные и рекламные выступления.

Протокольно-этикетная речь - это речь, цель которой соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет: приветствие аудитории, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием и т.д.

Развлекательная речь (многие неофициальные тосты, рассказы об интересных происшествиях, о смешных случаях из жизни и т. д.).

2.Основные виды аргументов

Существует два вида аргументов:

аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей.

Структура текста публичного выступления.

Согласно учению первых риториков - софистов Древней Греции, структура речи (публичного выступления) должна состоять из таких трёх главных частей:

- Вступление (введение), которое служит для привлечения внимания зрителей, пробуждения в них сочувствия;

- Основная часть (изложение), включающая в себя аргументацию, доказательство. По канонам риторики изложение должно быть кратким и правдоподобным;

- Заключение должно содержать резюме основных положений сказанного и в то же время отсылку к общим ценностям (государство, свобода, законы и т.д.) для воздействия на эмоциональную сторону публики.

.

Вступление (введение) может быть позитивным, когда оратор сразу обозначает главную концепцию выступления в понятном виде; негативным, когдаоратор начинает с категорического опровержения какой-либо мысли или идеи; аналитическим, когда оратор привлекает слушателей вместе проанализировать определённые факты или обдумать происходящие события, чтобы сформировать у аудитории нужное выступающему мнение; парадоксальным, которое призвано озадачить аудиторию, отказаться от стандартного пути мышления и готовит к восприятию нового и необычного, что позволяет держать внимание слушателей до конца выступления; эмоциональным. Обычно лишено чёткой формы, может затрагивать тезисы основной части. Походит на позитивное, но не содержит призыва и чётко выраженной позиции оратора.

Основная часть публичной речи, или доказательство может быть представлена как логическое доказательство - основывается на рациональном мышлении; информационное доказательство - привлекаются справочные материалы (статистические данные, исследования, факты); эмоциональное доказательство - аргументы и тезисы преподносятся оратором несколько преувеличенно, декларативно, что в свою очередь требует большой самоотдачи и даже актёрского мастерства; отсылочное доказательство - использование ссылок на авторитетных личностей и организаций.

Заключение играет немаловажную роль для успеха всего выступления. Поэтому, завершая своё выступление оратор обычно подводит итог выступлению, поясняя его главную суть и цель; кратко повторяет ключевые мысли своей речи; воздействует на публику с целью вызвать определённые эмоции (использует афоризм, игру слов или шутку) и ещё раз излагает главную идею выступления. Форма заключения зависит от рода и вида речи, а также от ее цели. По-разному заканчиваются научное сообщение, вузовская лекция, политическая или агитаторская речь.

Существуют типовые приемы составления текста выступления.

1. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления.

2.. Определить цель выступления: поставить новую проблему; опровергнуть чужую точку зрения; переубедить аудиторию; внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему.

3. В начале выступления сразу же необходимо сформулировать основную мысль выступления.

4. Определив главную мысль, расчленить ее на отдельные составляющие. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

5. В случае необходимости требуется подобрать к составляющему компоненту основного тезиса соответствующую аргументирующую информацию: сведения по истории вопроса, результаты наблюдений и т.д.

6. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т. п.

7. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, необходимо расположить их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала, поставить самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: