Языковое оформление текста публичного выступления

Публичная речь - это устная литературная речь. Однако публичная речь может быть реализована и в письменном виде, как текст выступления, на который опирается оратор. К особенностям и характерным чертам текста публичной речи следует отнести: нормативную оформленность, тематичность и подготовленность, однонаправленность речевого акта, динамичность, модальную оценочность, полемичность Представляет интерес рассмотреть языковые средства контакта, используемые выступающим.

Языковые средства контакта — это специальные слова и выраже­ния, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся, например, модальные слова, средства авторизации. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Нам кажется, что он, вероятно, продолжит поиск доказательств Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Средства авторизации: использование личных местоимений и контакта глаголов для устано­вления. Например, рассмотрим ис­пользование местоимений 1-го и 2-го лица в устном выступлении: Я— это оратор, Вы — слу­шатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предло­гом с и творительным падежом других местоимений и существитель­ных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы со­вместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект обще­ния и личного контакта: Мы с вами приходим к выводу…, Мы обращаем Ваше внимание….

Также интересно использование оратором глагольных форм в своем выступлении. Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контактно-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к постав­ленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...

Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочета­ния: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, поду­майте, считаем, думаем и т.п.

Синтаксические средства контакта.К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укре­пить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие друзья, коллеги, ува­жаемые слушатели и т.д.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснитель­ными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предполо­жить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риториче­ские вопросы придают информации большую убедительность, а в ре­зультате — действенность.

В речи выступающего значительную роль играют и используемые им способы связи информации. Оратор с их помощью подчеркивает последователь­ность и взаимозависимость частей речи, удерживает в памяти слушате­лей все ее компоненты.

В роли связую­щих средств могут выступать различные слова и словосочетания. Субъективное отношение к высказанному могут выра­зить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.

 

Упражнения

Упражнение 1.Ознакомьтесь с предложенными текстами публичных выступлений. Определите их виды (информационная, убеждающая(аргументирующая), протокольно-этикетная, развлекательная).

1.

Сейчас мы обратимся к рассмотрению вопроса, который имеет существенное значение при решении физических задач. Речь идет о приближенном решении физических задач. Дело в том, ни одна физическая задача не может быть решена абсолютно точно. Всегда получают приближенное решение. От чего зависит степень приближения в решении задачи? Чем она определяется? Степень приближения определяется прежде всего характером задачи. Степень приближения определяется также целью, которую хотят достичь. А что значит решать задачу приближенно? Это значит пренебрегать некоторыми факторами, которые в данном случае не существенны. Например, часто можно пренебречь размерами тела, движение которого изучается. Скажем, при рассмотрении движения Земли вокруг Солнца вполне можно пренебречь размерами Земли. При этом описание движения значительно упрощается. Положение Земли в пространстве можно определить одной точкой.

Дадим определение тела, размерами которого можно пренебречь. Тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, называется материальной точкой. От чего зависит решение вопроса, можно ли данное конкретное тело рассматривать как материальную точку или нет? Решение этого вопроса зависит не от размеров данного конкретного тела, а от условий задачи. Одно и то же тело в одних случаях следует рассматривать как материальную точку. В других случаях оно должно рассматриваться как протяженное тело. Следовательно, если мы говорим о каком-либо теле как о материальной точке, мы абстрагируемся от его размеров. Это первая абстракция в механике.

Существует и вторая абстракция, с которой приходится иметь дело в механике. Такой абстракцией является абсолютно твердое тело. Следует иметь в виду, что в природе нет совершенно недеформируемых тел. Всякое тело под влиянием приложенных к нему сил в большей или меньшей степени деформируется. Это значит, что любое тело под влиянием приложенных к нему сил изменяет свою форму и размеры. Однако во многих случаях деформациями тел при рассмотрении их движений можно пренебречь. Если это имеет место, то тело называют абсолютно твердым. Таким образом, абсолютно твердым телом называется тело, деформациями которого можно в условиях данной задачи пренебречь.

 

2.Уважаемые гости, уважаемые участники конференции, друзья!

От имени организаторов конференции приветствую собравшихся на 28-ой СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (СНТК) и благодарю вас за то, что вы сегодня здесь вместе с нами.

Свое приветственное слово мне хотелось бы начать словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые как нельзя лучше подходят к сегодняшнему событию:

"О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

 И гений, парадоксов друг..."

Общеизвестно, что процесс обучения в вузе неотрывно связан с наукой, где студенческой науке отводится особая роль. Студенческая наука в своем истинном значении – это не просто формальное участие молодых людей в проведении научных исследований и выполнение технических разработок, что, безусловно, является важной составляющей профессиональной подготовки современного специалиста.

Это еще и развитие компетенций, позволяющих молодому человеку представлять современную картину мира на основе углубленного, целостного, часто на стыке различных научных областей и направлений, изучения предметной области.

В современном мире неуклонно возрастают требования и ожидания студентов и работодателей к высшему образованию. Основной задачей для вузов (университетов) становится эффективное управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, интеллектуальными) и обеспечение высокого качества образования и научных исследований.

Университеты, способные генерировать научные достижения в перспективных (приоритетных) областях экономики, являются фактическими лидерами в подготовке самых востребованных специалистов на рынках труда и, соответственно, именно такие научно-образовательные комплексы являются наиболее привлекательными для поступления.

С абсолютной очевидностью можно констатировать, что роль и значение вузовской науки будет с каждым годом только расти. При этом с точки зрения научной ценности – и это другая сторона медали – на первый план будет выходить не количество производимых новых знаний, а отдача от научных исследований.

Другими словами, наиболее востребованным будет именно глубина и качество научных исследований и разработок как с точки зрения признания профессиональным научным сообществом, так и их практической значимости.

Поэтому студенческая наука в широком смысле – это, можно сказать, "начало начал", от которого зависит развитие всего научно-кадрового потенциала страны.

Следует отметить, в нашем Университете научно-исследовательская работа курсантов и студентов ведется на всех стадиях учебного процесса и на всех организационных уровнях (кафедральном, факультетском, университетском). Сегодняшняя конференция (СНТК), на которой я имею честь вас приветствовать, является важнейшим компонентом научно-исследовательской работы курсантов и студентов МГТУ.

За долгие годы проведения конференции (с 1986 года) она стала не просто неотъемлемой и значимой частью научно-образовательного процесса МГТУ, но и крупнейшим по числу участников студенческим мероприятием в Мурманской области. Как известно, начиная с прошлого года (2013 г.), конференция приобрела статус Всероссийской конференции. А это значит, необходимо по возможности расширить участие студентов со всей России и ближнего зарубежья, что, безусловно, качественно отразится на ее результатах, придаст новый импульс межвузовскому взаимодействию.

Основная задача Конференции (СНТК), которую мы видим и ставим перед собой – это вовлечение в науку студенческой молодежи, пробуждение у молодежи интереса к новым научным знаниям, выходящим за рамки основных образовательных программ. Это обмен опытом лучшей практики научных исследований. Это дискуссии и споры, которые непременно возникают по результатам докладов. Все это вместе и создает ту самую "кипяще-бурлящую" питательную среду, из которой произрастают истинные молодые таланты.

Никто не в состоянии заставить человека стать гениальным. Но помочь талантливо прожить студенческие годы – это в наших силах. И студенческая научно-техническая конференция (СНТК), на мой взгляд, как раз и является той площадкой, которая помогает и способствует открытию молодых научных талантов.

Дорогие друзья. Разрешите объявить Студенческую научно-техническую конференцию 2014 года открытой!

И пожелать, перефразируя в прозе слова великого русского поэта А.С. Пушкина:
– духа просвещения,

– чудных открытий,

– не бояться ошибок трудных и возникающих парадоксов, без которых, как писал русский поэт, невозможно рождение гения!!!

(17 апреля 2014 г., и.о.ректора МГТУ С.Агарков)

 

 

3.Здравствуйте дорогие студенты!

Я новый ректор НЭУ (Нового экономического университета).

Меня зовут Кшиштоф Рыбиньски. Я из Польши. Меня пригласили приехать в Алмааты, чтобы мы стали лучшим университетом Восточной Европы.

 Раньше я был ректором частного вуза «Вистул» в Варшаве. За четыре года работы в «Вистуле» вуз поднялся в рейтинге с 57 на 5-е место.

До приезда в Казахстан я занимал должность вице-президента Центрального банка Польши, был партнером в Ernst Eourng, главным экономистом и управляющим директором в разных банках.

 Акционеры НЭУ решили выводить университет на международный уровень. Связались со мной и с 1 февраля 2015 г. пригласили меня работать в НЭУ им.Т.Рыскулова.

У меня есть такой опыт, и мне захотелось его использовать.

Сейчас в НЭУ мы строим университет новой формации. Наши студенты должны быть креативными и мобильными, уметь работать в команде. Они должны хорошо знать английский язык. Они должны иметь и практические навыки.

Я считаю, что надо изменять вуз под изменчивую среду. А ректор должен создать условия, где вместе работают все: студенты, преподаватели и бизнес.

Наш выпускник – это выпускник, которого все хотят пригласить на работу.

У нас есть новая стратегия университета. Студент – самый важный в ее реализации.

Дорогие студенты!

Мы приглашаем Вас принять участие в конкурсе на лучший Девиз университета и лучший ролик об университете.

Спасибо за внимание!

 

 

4.                       Зачем нужна стипендия?

Зачем мне стипендия? На этот вопрос многие студенты ответят примерно так: для того, чтобы денек развлечься; кто-то скажет, что стипендия, которую платят – это копейки, и она расходится на какие-то мелочи, а для кого-то стипендия – это единственный заработок, на который живет человек. Действительно, много ли толку от тысячи шестисот рублей? Ну раз сходил в магазин одежды, ну два – в продуктовый. А вот я считаю, что стипендия – это отличный способ накопить деньги и потратить их в свое удовольствие, на свои удовольствия или что-то более полезное.

Я предлагаю копить стипендию и некоторое время не тратить ее. Хочется сразу сказать, что от идеи купить хотя бы однокомнатную квартиру придется отказаться, так как несложные математические расчеты показывают, что придется копить 66 лет, и это не учитывая инфляции.

1. Все сделать можно гораздо проще. В среднем за пять лет учебы студент получает 90 тысяч рублей. На эти деньги тоже реально доставить себе удовольствие! Можно купить автомобиль российского производства и тем самым поддержать отечественный автопром. Но это не единственное достоинство покупки авто. С автомобилем ты чувствуешь себя человеком, более уверенным, так как можешь работать в любом районе города или даже близлежащих городах области. Ты можешь экономить свое время, деньги и эмоции, так как ты уже не толкаешься в общественном транспорте в час пик, а просто едешь с комфортом.

2.Если копить стипендию меньше, скажем, года три, то на сумму в 42 тысячи рублей можно купить «горящую» путевку, например, в Альпы. Тем более, что Альпы является культовым местом отдыха «продвинутой» молодежи со всего мира. То есть после долгих трех лет умственного труда ты получаешь массу положительных эмоций, воспоминание от которых останется на всю жизнь.

3. А на 18 тысяч рублей, которые реально накопить за год, можно организовать рок-фестиваль и самому поучаствовать в нем.

4. Ну, и наконец, если вы, человек благородный, с открытой душой и большим сердцем, вы можете передать свои деньги на благо другим людям, которым они нужнее: детскому дому или какому-нибудь фонду или же просто помочь своими деньгами детскому саду. Именно так поступила моя хорошая знакомая. Будучи студенткой, она начала копить деньги на хороший ноутбук, накопила приличную сумму, но когда она услышала по телевизору, что один мальчик из небольшого города нуждается в материальной помощи для лечения лейкемии, она, не задумываясь, передала деньги ему, посчитав, что они ему нужнее. Это ли не благородный поступок?! От него ты получаешь духовное и моральное удовлетворение.

Вот как по-разному можно потратить студенческую стипендию. Может и у вас возникло желание накопить ее и потратить так, чтобы остались хорошие воспоминания?

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: