Понятие культурного шока, его симптомы и причины

Тема 4. Проблема освоения «чужой культуры». «Культурный шок»

Проблема «чужеродности» культуры.

 Современные виды транспорта и средства коммуникации позволяют ежегодно десяткам миллионов людей непосредственно знакомиться с особенностями и ценностями культур других народов. С первых контактов с этими культурами люди быстро убеждаются, что представители этих культур по-разному реагируют на внешний мир, у них есть свои собственные точки зрения, системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в их родной культуре. Так в ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Их гамма довольно широка -- от простого удивления до активного негодования и протеста. Как показывают исследования этих реакций, чтобы сориентироваться в чужой культуре, недостаточно использовать лишь свои знания и наблюдать за поведением чужеземцев. Намного важнее понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры, и включить новые знания в свой культурный арсенал, в структуру своего поведения и образа жизни.

Таким образом, в межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

  • * чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
  • * чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
  • * чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
  • * чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
  • * чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Представленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его в самом широком значении, как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений. И наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.

Образно говоря, при контактах с другой культурой человек как бы отправляется в другую страну. Он выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекательный другой мир. Чужая страна, с одной стороны, незнакома и порою кажется опасной, а с другой стороны, все новое привлекает, обещает новые знания, расширяет кругозор и жизненный опыт.

Понятие культурного шока, его симптомы и причины.

Под понятием «культурный шок» понимают эмоциональный или физический дискомфорт, процесс дезориентации личности, в том случае, когда она попадает в другую культуру. Впервые данный термин появлялся в 1960 году, первым его стал использовать американский ученый Калерво Оберг. Он определял культурный шок как момент тревоги при потери знакомых знаков, символов взаимодействия в обществе. Давно известен тот факт, что, когда личность попадает в незнакомый социум она испытывает негативные ощущения. Сущность культурного шока заключается в конфронтации старых и новых культурных ориентиров. Старые ориентиры – это ориентиры той культуры, из которой индивид вышел, а новые ориентиры – это ориентиры культуры, в которую он вошел. Из выше сказанного можно сделать вывод, что культурный шок представляет собой столкновение двух культур в сознании определенного человека.

Для описания культурного шока ученые используют концепцию «Айсберг». Согласно этой концепции, культура состоит из двух частей, первая часть она видна на поверхности и представляет собой язык, искусство, литературу, кухню и многое другое, вторая часть – это то, что мы не видим и не можем понять на расстоянии, сюда входит восприятие красоты, подход к воспитанию детей, отношения к старшим, понятие греха, справедливости, язык тела, отношение к противоположному полу, понимание времени, правила общения, громкость и интонация речи. Вторая часть, та что лежит не на поверхности оказывает большое влияние на восприятие нами чужой культуры. С невидимой частью культуры человек сталкивается лишь, попав непосредственно в эту новую культурную среду, чаще всего попав в нее человек начинает испытывать культурный шок. Некоторые ученые сравнивают культурный шок со столкновением двух таких айсбергов, то есть происходит столкновение двух невидимых частей этих айсбергов, в момент столкновения происходят основная конфронтация взглядов и мировоззрений. Попав в ситуацию культурного шока, индивид начинает с большей степенью вниманию относится к особенностям как чужой, так и своей культуры. Основные причины культурного шока Разные ученые выдвигают разные гипотезы относительно причин возникновения культурного шока. Ученый К. Фурнем проведя ряд исследований, выявил восемь подходов к пониманию концепции культурного шока. Культурный шок связан с переездом в другое место, у индивида формируется реакция, которая напоминает оплакивание, то есть человек очень переживает из-за потери прежних связей. Однако переезд не всегда имеет негативные последствия, поэтому степень выраженности этой утраты в каждом отдельном случае будет разной. Индивид, который попал в иную культурную среду связывает проявления своего культурного шока с такими явлениями как фатализм, беспомощность и внешний локус контроля. Под культурным шоком подразумевается процесс выживания самых сильных представителей. Однако рассматривать этот вариант развития событий можно лишь субъективно, так как исследования культурного шока проводились в ретроспективе. Основная вина накладывается на самого индивида, так как именного его ожидания не соответствуют реальной картине, в то же время нельзя сделать однозначного вывода относительно связи между степенью неудовлетворенности ожиданий и плохой адаптацией. Одной из причин, которая приводит к проявлению культурного шока является нарушение привычного распорядка дня и неприятные ситуации. Но достаточно часто бывает и так что сам индивид становится причиной негативной ситуации или же слишком остро воспринимает происходящие события. Еще одной причиной культурного шока можно назвать ситуацию расхождения ценностей, эти разногласия возникают из-за недопонимая, и это в дальнейшем приводит к ряду конфликтных ситуаций. Однако следует так же упомянуть, что существуют ценности, которые проще адаптировать, а есть те, которые адаптировать сложнее. Другая причина культурного шока кроется в несовершенных навыках социализации. Те люди, у которых меньше опыта общения с другими людьми сложнее адаптируются к новым условиях. Виной культурного шока так же может стать недостаточная поддержка со сторон социума. Но для того чтобы это заключение стало объективным находимо провести ряд исследований на этот счет, это на сегодняшний момент является практически невозможном, так как сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать ее механизм. Культурный шок проявляется чаще всего в ситуации, когда индивид попадает в другую страну, но он может так же иметь место быть и в ситуациях, когда человек сталкивается с изменением общественной среды в своей собственной стране. Культурный шок появляется тогда, когда индивид теряет свои привычное психологические факторы, которые помогали ему успешно функционировать в обществе и на их место приходят новые не знакомые факторы. В большинстве случает человек, когда попадает в новую неизвестную культурную среду, испытывает неприятное ощущение. В сознании индивида прочно укрепилась мысль, что образ жизни, ценности, мировоззрения в его культуре являются единственно правильным. Большинство людей не понимают, что они являются представителями другой культуры и имеют другой менталитет, даже в тех случаях, когда люди понимают, что причина в поведении других людей объясняется их менталитетом, не всегда до людей доходит понимание того, что их мировоззрение не является единственно правильным. Если человек захочет выйти за пределы своей культуры и своего менталитета, только в этом случае он поймет каким образом он отличается от представителей других культур. Каждый человек индивидуален, поэтому каждая личность по-разному будет реагировать на культурный шок, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Степень влияния культурного шока на человека можно объяснить, как индивидуальными психическими характеристиками личности, так и степенью несхожести культур. Симптомы и проявления культурного шока. Когда на человека начинает действовать культурный шок он может чувствовать напряжение, так как слишком много сил тратится на процесс психологической адаптации. Иногда человек так же испытывает чувство потери, так как в следствии переезда возможно человеку пришлось расстаться со своей семьей, друзьями, сменить место жительства или работу. Человек так же бывает одинок, когда попадает в новую культуру, как следствие он может начать отрицать ее. У личности, которая находится под воздействием культурного шока может наблюдаться потеря личностной идентификации. Новые обстоятельства тревожат человека, а после того как он осознал различия своей культуры с той в которую он попал может также возникнуть чувство отвращения к ценностям новой культуры. Если человек не в состоянии справиться со сложившимися ситуациями, в этом случае у него может возникнуть ощущение беспомощности, иногда безысходности. Человек, который испытывает культурный шок в тяжелой степени может испытывать следующие симптомы: тревожность, раздражительность, депрессию, усталость боязнь контактов с другими людьми психосоматические расстройства усталость, бессонница.

Факторы, влияющие на культурный шок, можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В группе внутренних (индивидуальных) факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека — возраст, пол, образован и, черты характера, жизненный опыт.

Возраст является критическим элементом адаптации к другому сообществу: чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и дольше переживает культурный шок, медленнее воспринимает модели новой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккультурации.

Пол. Ранее считалось, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. У женщин из развитых стран способности к аккультурации такие же, как у мужчин, а американки лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи считают, что для адаптации более важен фактор образования: чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этим специалисты выделили универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Это — профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не всегда гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сильно отличаются от названных свойств личности, т.е. культу рная дистанция слишком велика, адаптация будет протекать весьма сложно.

Обстоятельства жизненного опыта человека также относятся к внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Сильная мотивация у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры, а также у студентов, получающих образование за границей. Намного хуже обстоит дело у вынужденных переселенцев и беженцев, которые не хотели покидать родину и не желают привыкать к новым условиям жизни.

Более быстрой адаптации способствуют опыт пребывания в инокультурной среде, наличие друзей среди местных жителей, которые помогают быстрее овладеть необходимой для жизни информацией, обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), контакты с бывшими соотечественниками, живущими в этой стране. Но здесь есть опасность замкнуться в узком круге общения, что усилит отчуждение. Поэтому многие службы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их проживание в гомогенных национальных группах, полагая, что это мешает быстрой адаптации и даже может стать причиной этнических предубеждений.

К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся культурная дистанция, особенности культуры, условия страны пребывания.

Культурная дистанция - степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. При этом на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней. его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов — наличия или отсутствия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.п. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая или более близкая, чем на самом деле; в обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

Особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; такие люди очень болезненно воспринимают неизбежные в процессе адаптации ошибки и незнание. С трудом адаптируются представители «великих держав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Условия страны пребывании, в частности доброжелательность местных жителей к приезжим, готовность помочь им, общаться с ними. В плюралистическом обществе адаптироваться гораздо легче, а также в обществах, где политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции, чем в тоталитарном или ортодоксальном.

Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и политическая стабильность в принимающей стране, уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов, возможность общаться с представителями другой культуры (что реально, если есть совместные занятия — общая работа, увлечения и др.), позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение относительно других этнических и культурных групп.

Культурный шок — сложное и болезненное для человека состояние, но свидетельствующее о личностном росте, ломке существующих стереотипов, для чего требуются огромные затраты физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, снимается дихотомия Мы-Они, появляется устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные кон так ты между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: