Публичная речь - это устная литературная речь. Однако публичная речь может быть реализована и в письменном виде, как текст выступления, на который опирается оратор. К особенностям и характерным чертам текста публичной речи следует отнести: нормативную оформленность, тематичность и подготовленность, однонаправленность речевого акта, динамичность, модальную оценочность, полемичность Представляет интерес рассмотреть языковые средства контакта, используемые выступающим.
Языковые средства контакта — это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся, например, модальные слова, средства авторизации. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.
Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. По значению выделяются две группы модальных слов:
|
|
1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.
К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.
2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Нам кажется, что он, вероятно, продолжит поиск доказательств Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.
Средства авторизации: использование личных местоимений и контакта глаголов для установления. Например, рассмотрим использование местоимений 1-го и 2-го лица в устном выступлении: Я— это оратор, Вы — слушатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы совместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект общения и личного контакта: Мы с вами приходим к выводу…, Мы обращаем Ваше внимание….
Также интересно использование оратором глагольных форм в своем выступлении. Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контактно-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к поставленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...
|
|
Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочетания: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, подумайте, считаем, думаем и т.п.
Синтаксические средства контакта.К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укрепить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие друзья, коллеги, уважаемые слушатели и т.д.
Средствами контакта служат также конструкции с изъяснительными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предположить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.
Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.
Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риторические вопросы придают информации большую убедительность, а в результате — действенность.
В речи выступающего значительную роль играют и используемые им способы связи информации. Оратор с их помощью подчеркивает последовательность и взаимозависимость частей речи, удерживает в памяти слушателей все ее компоненты.
В роли связующих средств могут выступать различные слова и словосочетания. Субъективное отношение к высказанному могут выразить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.
Другим средством связи может быть отсылка слушателей к сказанному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, поскольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз.
К способам связи ораторского выступления относятся также риторические или стилистические фигуры (фигуры речи).
Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построения, делающие высказывание более выразительным.
Самые распространенные из них — повтор, анафора, градация.
Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выделяют наиболее актуальные мысли.
Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений. Например: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид..(А.Пушкин).
Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке. Например: Он волновался, тревожился, сходил с ума (Ручьи. Ф.Достоевский).
Упражнения