Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений.
Давно замечено, что личность будучи членом тех тли иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями группы и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря в социальных нормах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие, порой нелегко распознаваемые психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем человек часто даже не осознает, что поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена какой-либо группы с представителями других социальных групп.
Социальные образования, составляющие социальную реальность человека, в которой происходит развитие черт личности и ее дальнейшее существование, всегда являлись объектом повышенного внимания со стороны представителей социальных наук.
Социальные образования | |||||
социальные группы – относительно устойчивые и постоянно существующие образования
| стихийно формирующиеся и неустойчивые массовые движения | ||||
малые | большие | масса | толпа | публика | |
Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). |
К основным характеристикам группы относятся:
- композиция группы (или ее состав);
- структура группы;
- групповые процессы;
- групповые нормы и ценности;
- система санкций.
Под толпой необходимо понимать стихийно возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. |
Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. |
Толпа легко образуется в следующих типичных ситуациях:
- стихийные бедствия.
- общественный транспорт и транспортные узлы.
- массовые зрелища.
- политические акции.
- места масс гуляний и отдыха.
Признаки толпы:
- многочисленность.
- высокая контактность.
- эмоциональная возбужденность.
- неорганизованность (стихийность).
- отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.
1. Приведите примеры больших и малых социальных групп (не менее 3 каждого вида). 2. Посмотрите видеофильм «Власть толпы» (есть в группе «Психологи ВИЭК»). А. Выпишите все виды/подвиды толпы, о которых идет речь в фильме. Б. На основе фильма составьте правила поведения в толпе. |