Кодирование, декодирование и сообщение в массовых коммуникациях

ТЕМА 1. СТРУКТУРА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Кодирование, декодирование и сообщение в массовых коммуникациях.

            Эффективное функционирование массовых коммуникаций невозможно без понимания сущности и особенностей процессов кодирования, декодирования информации и сообщения.

       Процесс передачи сообщения, что составляет основу коммуникативного процесса, начинается с возникновения у коммуникатора – интенции, т.е. намерения донести некий смысл, некую информацию до реципиента. В массовых коммуникациях интенция может быть инициирована заказчиком или заинтересованными социальными группами.

       Смысл – это идея, которую коммуникатор собирается донести реципиенту. Однако смысл можно передать только с помощью слов, видеоряда или музыки. Отсюда начинается процесс кодирования информации, т.е. выбор соответствующих выразительных средств  или знаков для трансляции смысла, именно здесь формируется текст (сообщение). Знак – это материальный предмет, явление или событие, выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений и информации.

       Знаки бывают языковые и неязыковые.

  • Языковые знаки не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения (это правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), осмысления (правила смысла, или значения знака) и употребления.
  • К неязыковым знакам относятся знаки-копии, знаки-символы, знаки-признаки.

3наки-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев и т.д.).

3наки-признаки — это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (например, дым это признак огня).  

Знаки-символы обычно имеет некую идейную, образную или идейно-образную структуру, содержащую в себе указание на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением. Например, в бизнесе в качестве символов используется найминг – наименования («Самсунг», «Адидас» и т.д.), бизнес - ритуалы – действия (разрезания ленточек, запуск воздушных шаров и т.д.) и дресс-код.

       В коммуникации чаще используется деление три вида знаков: вербальные (слова и словосочетания), невербальные (жесты, мимика, поза и т.д.) и синтетические знаки (чаще используются в искусстве).

       Таким образом, знаки и символы являются основой ресурсов коммуникативного воздействия, которые в свою очередь организуются в вербальные ресурсы коммуникации (тексты, сообщение и их значения) и невербальные ресурсы коммуникации.

 

       Далее сообщение передается по каналам массовой коммуникации. Ведя речь о сообщении, под которым мы понимаем набор закодированной информации, предназначенной для передачи по каналам, мы должны понимать, что информация о тех или иных, событиях, фактах, процессах всегда смешана с субъективным отношением тех людей, которые заняты в этом процессе. Отсюда сообщение – это «факт, спрессованный с отношением к нему». Отношение может быть разным – идеологическим или коммерческим, осознанным или неосознанным, но оно есть всегда. Сообщение в массовых коммуникациях также публично, массово, периодично, обладает социальной актуальностью, учитывает потребности и интересы аудитории и адаптировано под «язык» аудитории.

       С другой стороны, характеризуя сообщение необходимо учитывать тот факт, что отдельное сообщение – это только одна молекулярная единица информационного потока массовых коммуникаций, т.к. современная массовая коммуникация – это непрерывный, постоянно обновляющийся поток сообщений, которые, как правило, не связаны друг с другом прямой, однозначной логической или смысловой связью. В данной ситуации реципиент должен самостоятельно связывать сообщения и искать в них смысл. Подобная мозаичность сообщений становиться основой формирования в сознании человека мифов об окружающем мире и реальности. Миф формирует определенное мироощущение, создает установки и стереотипы. Миф устанавливает вымышленные причинно-следственные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты (например, героические образы вполне заурядных людей) и соединяет реальность с вымыслом. Именно перечисленные выше особенности сообщения (клиповость, мозаичность, мифологичность) оказывают решающее влияние на формирование современного массового сознания.

 

       Следующий этап в жизни сообщения, это момент, когда сообщение принимается, а затем декодируется реципиентом, т.е. он раскрывает смысл сообщения (как бы отвечая для себя на вопрос «что мне сказать данным сообщением?»). Успешность декодирования зависит системы кодировки или системы знаков, используемых коммуникатором и реципиентом. Другими словами, реципиент должен говорить с коммуникаторов на одном языке, ведь сообщения на иностранном языке попросту не будет воспринято реципиентом. Но даже если коммуникатор и реципиент общаются на одном языке, возможны различия в тезаурусах, которое обусловлено их индивидуальным опытом, возрастом, профессией, полом и др. факторами. Успешность декодирования также зависит от того насколько коммуникатор учел действие таких понятий как денотация, коннотация и сигнификация.

       Денотация – это буквальное значение слова, образа, сообщения или знака, которое существует в данном языке, это как предметное значение имени.

       Коннотация – это вторичные и эмоциональные ассоциации и значения, которые могут разделяться представителями отдельных социальных групп. Коннотации всегда латенты, подвижны, относительны и имеют идеологическую основу.

       Сигнификаты – это те признаки, которые свойственны данному классу предметов (понятие идентичное термину «содержание понятия» в логике).

       Например, понятие «свинья» денотация, сигнификат понятия свинья - «крупное парнокопытное животное …» и далее перечисляются все существенные свойства, а коннотация – это понимание под «свиньей» грязного, неопрятного, нечистоплотного человека (и это, конечно, не единственная коннотация свиньи).

       Еще раз отметим, что учет этих лингвистических характеристик на стадии кодирования информации, является залогом успешного декодирования информации реципиентом.

       Таким образом, понимание сущности кодирования и декодирования информации и существенных свойств сообщения в массовой коммуникации, является основой построения успешной коммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: