Методы эффективной организации распределительной логистики

Теоретические основы логистики распределения

Понятие распределительной логистики

Принципы распределительной логистики

Свойства распределительной логистики

Основные задачи и правила распределительной логистики

Методы эффективной организации распределительной логистики

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между потребителями.

Объектом распределительной логистики являются материальные потоки на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Основная цель распределительной логистики – доставка товаров в нужном объеме, нужного качества, в нужное место и в нужное время с минимальными затратами.

Задачи распределительной логистики:

1. Выбор системы распределения материального потока.

2. Организация процесса реализации продукции.

3. Организация отгрузки продукции.

4. Организация доставки продукции потребителю.

5. Организация послепродажного обслуживания потребителя.

Распределительная логистика строится на общих логистических принципах:

- координации всех процессов товародвижения, начиная от заключительных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

- интеграции всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с целеполагания и заканчивая контролем;

- адаптации коммерческого, канальногои физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

- системности как управления распределением и обеспечения его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

- комплексности, т. е решения всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

- оптимальности как соотношения частей системы, так и режима ее функционирования;

- рациональности как организационной структуры, так и организации управления.

Кроме того, распределительная логистика обладает свойствами эмерджентности, синергизма и конгруэнтности. Под эмерджентностью понимается способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения. Эффект синергизма потенциально заложен в логистике распределения, обладающей системообразующими функциями. Полнота реализации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности. Конгруэнтность проявляется в соразмерности (соответствии) элементов системы между собой и с целями системы.

Основные задачи координации и оптимизации функционирования системы распределения могут быть сведены к координации работы логистических посредников; созданию интегрированных с производителем готовой продукции каналов и сетей распределения, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса; оптимизации планирования, контроля и регулирования уровня запасов готовой продукции в распределительной сети; оптимизации организационной структуры, поиску оптимального числа звеньев логистической системы в системе распределения; оптимизации параметров физического распределения материальных потоков в логистических каналах.

Основными факторами макроэкономической среды, воздействующими на систему распределения, являются технологический уровень, законодательство, экономические условия и уровень инфляции, конкуренция, торговые и финансовые факторы и др. Факторы микроэкономической среды группируются в зависимости от взаимоотношений между логистическими партнерами в системе сбыта, структуры каналов распределения и эффективности реакции на потребительский спрос.

Понятие распределения в связи с коммерческой деятельностью, включая и сбытовую, имеет два смысловых значения: 1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров; 2) весь комплекс операций, осуществляемых в целях доставки товаров и услуг в распоряжение потребителей.

В современных условиях вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении. Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т.е. управление сбытовой деятельностью. Канальное распределение – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, переработки и т.п.

Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:

- координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

- интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

- адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

- системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

- комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

- оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

- рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.

Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами: эмерджентности (способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов распределения), синергизма (системообразующая функция, позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности) и конгруэнтности (соразмерности (соответствии) ее элементов между собой и с целями системы).

Состав задач распределительной логистики зависит от уровня логистической системы.

На уровне предприятия распределительная логистика ставит и решает следующиезадачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заказа;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • организация послереализационного обслуживания.

В макрологистических системах к задачам распределительной логистики относят:

  • выбор схемы распределения материального потока;
  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Для решения каждой из названных задач и всей их совокупности необходимо придерживаться определенных правил:

- ни результатов, ни ресурсов не существует внутри распределительной логистики, а только вне ее (только удовлетворение спроса покупателей ведет к получению прибыли);

- результатов можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;

- ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка, а не решение проблем;

- высоких результатов можно достичь путем подлинного лидерства на рынке, учитывая законы рынка и потребности потребителей;

- не стоит останавливаться на достигнутом (постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок);

- как правило, распределительная логистика, предоставленная сама себе, почти всегда функционирует неверно.

Выделяют координационные и организационные функции распределительной логистики

Координационные функции:

  • поиск и обработка рыночной информации;
  • поиск потенциальных клиентов и заключение договоров купли-продажи;
  • установление контактов с торговыми посредниками и определение условий, связанных с правовыми аспектами передачи права собственности на перемещаемый товар.

Организационные функции:

  • обработка заявок;
  • транспортировка товаров;
  • содержание складов и запасов.

Благодаря этим функциям осуществляется физическое перемещение товаров от производителя к потребителю.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ

Физическое распределение продукции включает в себя следующие операции:

· погрузка;

· разгрузка;

· затаривание;

· перевозка;

· сортировка;

· комплектование.

Для минимизации затрат при организации физического распределения продукции необходимо укрупненные продуктовые или транспортные единицы перевозить на максимально возможное расстояние и с наибольшей частотой.

Для достижения этой цели необходимо, по возможности, объединять различные предметы материального потока, направляемого к конечной точке логистической цепи. Таким объединением занимаются, например, сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы – в автомобильных.

На протяжении всей логистической цепи должна быть обеспечена связанность и непрерывность материального потока независимо от выбранных продуктовых или транспортных единиц, участвующих в перемещении. Такая единица является результатом согласований в соответствующих звеньях логистической цепи и называется учетно-договорной единицей (УДЕ).

В физическом распределении важную роль играет стандартизация и гармонизация УДЕ для различных видов транспорта. Задачей логистики в физическом распределении является определение баланса между возможностями транспортных средств и их оптимальным использованием с точки зрения УДЕ продукции.

Существуют три «золотых» правила распределительной логистики.

Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости.

Правило 2. Для наиболее эффективного физического распределения продукции необходимо использовать минимально возможное количество УДЕ продукции.

Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки УДЕ продукции и наличие инфраструктуры, заинтересованной в эксплуатации УДЕ при перевозках многими видами транспорта.

Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транспортировки) и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки).

Методы распределительной логистики Приведенные правила легче сформулировать, чем их соблюдать. Чтобы выполнить их, необходимы определенные условия (соответствующее внешнюю среду и внутренняя организация) и, что важно, знание методов, эффективного использование распределительной логистики.  Эти методы можно разделить на две группы: o методы моделирования; o методы мотивации Необходимость широкого использованиямоделирования в распределительной логистике объясняется как сложностью сбытовой деятельности, так и основным оборудованием распределения - логистическим моделированием. В распределительной логистике успешно могут быть использованы следующие модели: o модели теории игр; o модели теории очередей или теории массового обслуживания; o модели управления запасами; o модели линейного программирования; o имитационное моделирование и т.д. Все логистические модели можно представить как совокупность физических, аналоговых и математических моделей. Физическая модель позволяет представить изучаемый процесс (явление), как правило, в миниатюре. Например, миниатюрные модели складов и транспортных средств дают возможность смоделировать транспортно-складские процессы, согласованы во времени, пространстве, но объективно ограничены только физическим распределением товаров, составляющими которого являются склады, транспортные средства, коммерсанты, перевозчики. Аналоговая модель представляет собой распределительную логистику через аналог, напоминает реальный сбытовой процесс. Это могут быть графики (сетевые графики и модели), рисунки (план-карты размещения объектов), схемы (организационный ни структуры) и т.д. Распространенным примером аналоговой модели распределительной логистики является организационная схема взаимодействия всех участников сбытового процесса Аналоговая модель значительно проще. Основной ее недостаток - слабая представление о результатах и ресурсы на их достижения. Математическая модель, называемый также символической, строится на описании реального сбытового процесса определенными символами, которые характеризуют все основные признаки системы. При наличии достаточной и достоверной информации, быстродействующей вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения математические модели позволяют достаточно точно моделировать как сбытовую деятельность предприятия в целом, так и отдельные ее элементы (стадии). Даже идеальная модель не дает желаемого результата, если в ее реализации не будут заинтересованы исполнители.  Интерес к достижению поставленных целей возникает под влиянием побудительных мотивов, то есть мо мотивацию. Разнообразие мотивов ограничено, как неограниченная разнообразие участников сбытовой деятельности и факторов, влияющих на их поведение.  Абстрактно все способы мотивации в пределах распределительной логистики можно разделить на две группы: o материальные; o социально-правовые При этом предполагаем, что побудительным мотивом любой человеческой деятельности, в том числе и сбыта, является удовлетворение потребностей Конкретный набор побудительных мотивов участников сбытовой деятельности включает: удовлетворение спроса потребителей, получение прибыли, получение вознаграждения за труд, профессиональную специализацию т.д. Успех функционирования распределительной логистики в значительной степени определяется согласованием интересов (мотивов) всех участников сбытовой деятельности, нацеленностью этих мотивов на достижение конечных результатов.    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: