Понятие межкультурной коммуникации

Тема 2. Уровни и формы межкультурной коммуникации

Понятие межкультурная коммуникация имеет в научной литературе ряд синонимов кросскультурная коммуникация, межэтническая коммуникация, межкультурная интеракция.

Понятие «межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация» (или «межкультурная интеракция») ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в своей работе «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954), которые определяли ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру.

В процессе исследований были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации:

· принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам;

· осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга.

Соответственно межкультурная коммуникация - совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Существует понятие культурной дистанции - степени близости или несовместимости культур друг с другом. Так представителям близких культур легче адаптироваться к новой культуре.

При передаче и получении информации неизбежны потери и помехи связи с этим происходит непонимание, между участниками коммуникации вызывая чувство неуверенности, беспокойства и недовольства. При первом контакте с чужой культурой каждый человек очень мало знает о ней. В этом случае возникают три основных типа неопределённости:

 · когнитивная неопределённость связана с тем, что человек не может точно знать представлений и установок своего партнёра;

· поведенческая неопределённость возникает тогда, когда человек не может предсказать поведение своего партнёра;

 · эмоциональная неопределённость психологическое состояние, при котором человек беспокоится о том, что его неправильно поймут, отрицательно оценят.

Для эффективной коммуникации необходим оптимальный уровень неопределённости т. к. если неуверенность будет слишком большой, то люди будут или избегать общения, или заботиться только о том, какое впечатление они производят.

Двусмысленность и неясность есть в любой коммуникации. В родной культуре решить эту проблему проще т.к. есть набор жестов, ритуалов, общения, которые человек понимает и ожидает от партнёра, те же действия и ритуалы могут иметь в другой культуре иное значение, а значит уровень неопределённости становится выше. Чтобы сократить уровень неуверенности необходимо пройти три этапа:

· Преконтакт;

· Начальный контакт;

· Завершение контакта.

На уровне преконтакта т.е. до начала общения у собеседников на основе невербальной информации складывается представление друг о друге.

Начальная стадия контакта - это первые минуты вербального общения. В это время формируется первое впечатление о собеседнике. Уже в первые две минуты человек делает вывод о том, нравится ли ему собеседник, понимает ли он его.

  Завершение контакта связано с потребностью прекратить общение. В момент окончания коммуникации человек делает вывод о мотивации поступков собеседника отрицательно или положительно оценивает его действия.

Взаимодействие культур можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На данный момент на нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской, африканской, европейской, азиатской и т.д. Все эти культуры получили название макрокультур. Внутри макрокультур обнаруживаются как субкультурные различия, так и общие черты, что позволяет говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры.

В то же время многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, характеризующихся своими культурными особенностями. Структурно — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры.

Межкультурная коммуникация на микроуровне осуществляется в нескольких формах:

1.) Межэтническая коммуникация — это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы), может рассматриваться как коммуникация на микроуровне в том случае, если эти лица входят в состав единого государства. В иных случаях это уже макроуровень взаимодействия культур.

2.) Контркультурная коммуникация происходит между представителями материнской (макрокультуры) культуры. Взаимодействие происходит между группами, которые несогласны с господствующими ценностями и идеалами материнской культуры; контркультурные группы отказываются от ценностей доминирующей культуры и выдвигают собственные нормы и правила, противопоставляя их ценностям большинства.

3.) Коммуникация среди социальных классов и групп складывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. Не существует социально однородных обществ. Различия меду людьми зависят от происхождения качества образования, материального положения. В результате чего у людей складываются разные взгляды, обычая, традиции. Несмотря на то что все эти люди принадлежат одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними.

4.) Коммуникации между представителями различных демографических групп, например, религиозных (между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений), определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы.

5.) Коммуникация между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии».

6.) Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно различаться.

7.) Коммуникация в деловой культуре возникает вследствие того, что каждая организация (компания) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных компаний может возникнуть непонимание.

Межкультурная коммуникация на макроуровне.

Культурные связи – это важный компонент общения между народами и государствами. Данные связи помогают сохранить, создавать и накапливать ценности, нормы, знания других народов. Нарушение общения между народами прерывает или затрудняет культурные контакты. Некоторые общества долгое время развивались почти полностью изолированно, без внешних контактов, как следствие эти приводило к стагнации (Застой в экономике, производстве, общественной жизни и т. п.). Поэтому открытость внешним влияниям, взаимодействие — важные условия успешного развития любой культуры.

Вывод: Характерные черты межкультурной коммуникации:

· принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам;

· осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга.

Таким образом процесс межкультурной коммуникации начинается с осознания существующих культурных различий между разными людьми. Соответственно главной целью их общения становится преодоление межкультурных различий.

Взаимодействие культур можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

Межкультурная коммуникация на микроуровне осуществляется в нескольких формах:

· Межэтническая коммуникация;

· Контркультурная коммуникация;

· Коммуникация среди социальных классов и групп;

· Коммуникации между представителями различных демографических групп;

· Коммуникация между городскими и сельскими жителями;

· Региональная коммуникация;

· Коммуникация в деловой культуре;

· Межкультурная коммуникация на макроуровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: