Упражнение 20.Прочитайте текст. Выпишите лексику: а) имеющую общекнижную функционально-стилевую окраску и б) специальную, терминологическую

Обратные действия определяются для иррациональных чисел так же, как и для рациональных. Так, вычесть из числа А число В – значит найти такое число Х, чтобы сумма В+Х равнялась А. Если одно из чисел рациональное и выражается конечной десятичной дробью, то в указанных определениях вместо приближенных значений такого числа надо брать его точное значение. При более обстоятельном рассмотрении можно установить, что действия над иррациональными числами обладают теми же свойствами, какие принадлежат действиям над числами рациональными.

 

Упражнение 21.Прочитайте тексты. Выделите абстрактную и конкретную лексику, охарактеризуйте их соотношение в текстах.

Наша гипотеза заключалась в следующем. Если восприятие геометрических фигур (как и каждое восприятие) является процессом, имеющим сложное смысловое и системное строение, если оно предполагает выделение опорных признаков, выбор из многих альтернатив и принятие соответствующего «решения», то есть основания думать, что и этот процесс в значительной степени зависит от характера практики испытуемого.

На сегодняшней лекции мы с Вами поговорим о лазере. Установлено, что основной физический процесс, который определяет действие лазера, - это вынужденное испускание излучения. Вынужденное испускание излучения происходит вследствие соблюдения двух условий: первое - при взаимодействии фотона с возбужденным атомом, второе – при точном совпадении энергии фотона с энергией возбуждения атома. В результате взаимодействия фотона с возбужденным атомом этот атом переходит в невозбужденное состояние.Образовавшийся избыток энергии излучается в виде нового фотона с точно такой же энергией, направлением распространения и поляризацией, как и у первичного фотона. Таким образом, результатом данного процесса является наличие уже двух абсолютно идентичных фотонов.

 

Упражнение 22.Сопоставьте значение выделенных слов в попарно приведенных предложениях. Какая особенность лексической системы научного стиля стоит за этими различиями?

1. Этот ребенок очень активный, энергичный, сообразительный.

–Натрий - элемент активный.

2.На Ленинском проспекте в Москве очень оживленное движение.-

Движение, при котором скорость движущегося тела остается постоянной, называется равномерным.

3.От него всегда можно услышать живое слово, свежую мысль.- В клетках живого организма происходит постоянный обмен веществ.

4. Тон его речи был странен: в нем звучала и горькая обида, и безнадежность, насмешка и страх… (М.Горький). – Большая секста - это интервал в четыре с половиной тона.

5.Большой почтовый тракт разветвлялся на два: одна, новая дорога, шла на Киев, а другая, старая, вела на Фатеж.(Н.Лесков) – Желудок – наиболее объемистый отдел пищеварительного тракта.

6.Мне нельзя острого, соленого и кислого: очень болит горло.- В кислой среде этот металл растворяется.

 

Упражнение 23.Прочитайте предложения. Сравните значение глагольной формы 1-го лица множественного числа, употребленной в них. Найдите предложения, взятые из научных текстов; определите, в каком значении выступает в научном стиле эта глагольная форма.

1.Рассмотрим теперь воздействие основных частей храма на участников религиозных процессий.

2.По просьбе археологов, производивших раскопки в Крымской области, мы выполнили анализ смолы, обнаруженной при раскопках боспорского некрополя.

3.Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже столпились все жители крепости.

4.Приведем для примера характеристики трех детей на основании наблюдений за их играми.

5.Здесь, уже на первой террасе, мы наткнулись на следы оленей. Крупные отпечатки копыт быков чередовались с более мелкими следами оленьих и совсем игрушечными следами телят.

6.Вопрос о путях или методах изучения характера имеет большое принципиальное значение. Для иллюстрации некоторых методов возьмем трехтомную работу, изданную в Америке исследовательской группой по воспитанию характера во главе с Хэртшорн и Мэй.

 

Упражнение 24. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные словосочетания и определите роль глагола в этих словосочетаниях и его семантику.

 

1.Ветер, приносящий много отрицательно заряженной пыли, всегда вызывает понижение градиента потенциала, а при сильных песчаных бурях он может принимать высокие отрицательные значения.

2.Человек на поверхности Земли подвергается воздействию космического излучения гамма-излучения из почвы.

3.На выпадение продуктов ядерных взрывов из атмосферы оказывают влияние все процессы, происходящие в верхних ее слоях.

4.Возникшая в последнее десятилетие новая гигиеническая наука – радиационная гигиена - ставит своей задачей на основе изучения действия радиоактивных веществ на организм разработать конкретные способы защиты человека и внешней среды от радиоактивного загрязнения.

5.Оседание радиоактивного стронция на Землю приводит к поглощению его верхними слоями почвы.

6.Обычная одежда не способствует защите в аварийных ситуациях.

7.В последние годы в нашем городе проводится освоение новых территорий, расположенных в отдаленных районах.

 

Упражнение 25. Прочитайте предложения. Определите морфологическую форму выделенных слов и ее стилистическую окраску.

 

1.В усвоении новых навыков и умений большая роль принадлежит положительным эмоциям, возникающим в процессе совместной деятельности обучающегося и носителей языка.

2. Рецензируемый сборник включает доклады, прочитанные на Международной конференции по проблемам охраны окружающей среды..

3.Неизменно находясь в прямой зависимости от социального развития, наука, в свою очередь, воздействует на его ход.

4.Колебаниями называются процессы, отличающиеся той или иной степенью повторяемости.

5. Вынужденными называются такие колебания, в процессе которых колеблющаяся система подвергается воздействию внешней периодически изменяющейся силы.

 

Упражнение 26.Прочитайте группы предложений. Проанализируйте морфологические особенности их компонентов, остановившись на следующих характеристиках: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род; число; б) глагол – лексико-семантические особенности; наклонение, время, число лицо; в) причастия.

 

1. Не только физическая природа повторяющихся процессов неоднородна. Неоднородными являются и воздействия на колеблю­щуюся систему. В зависимости от характера воздействия на ко­леблющуюся систему колебания подразделяют на несколько видов. К ним относятся свободные (их называют еще собственные) колебания, вынужденные колебания, автоколебания и параметри­ческие колебания. Далее рассмотрим каждое из этих колебаний в отдельности.

2. В природе существует несколько типов колебаний: свобод­ные, вынужденные, автоколебания и параметрические колебания. Начнем с рассмотрения свободных, или собственных колебаний. Свободными, или собственными колебаниями называются такие колебания, которые происходят в системе, предоставленной самой себе после того, как ей был сообщен толчок или она была выведена из положения равновесия. Обратим внимание на то, что речь идет о предоставленной самой себе системе после того, как ей сообщили толчок или вывели ее из положения равновесия. Примером здесь могут служить колебания шарика, подвешенного на нити. Такие колебания шарика похожи на колебания маятника.

 

Упражнение 27. Замените два простых предложения сложноподчиненным, употребив один из приведенных союзов. Сделайте вывод о распространенности союзных/бессоюзных предложений в научном стиле.

Союзы: если; когда; после того, как; так как; поскольку.

1.Внешние силы отсутствуют. Система называется замкнутой.

2.Для замкнутых систем неизменными оказываются три физические величины. Отсутствуют внешние силы..

3.Реальные тела всегда обнаруживают в той или иной степени «остаточную деформацию». После удаления сил они не возвращаются в точности к первоначальным размерам..

4.Например, тело малых размеров, свободно падающее в поле тяготения Земли, не деформировано. Все его составные части движутся с одинаковыми ускорениями.

5.Автомобиль приходится толкать с большей силой, чем велосипед. У автомобиля инерция значительно выше, чем у велосипеда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: