Государственные расходы и равновесный ЧВП

Тема: Фискальная политика

.■■■

 

Фискальная политика: основные понятия.

Дискреционная фискальная политика.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика.

4. Проблемы фискальной политики и оценка ее эффективности.

 

 

Фискальная политика: ее основные понятия.

 

Потребительские, инвестиционные и внешнеторговые решения предпринимателей, домохозяйств и государства основываются на частном интересе и результат их решений может привести как спаду производства и инфляции, так и к процветанию экономики.

Правительство является регулятором экономической активности в обществе. Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны быть скорректированы так, чтобы повлиять на равновесный ЧВП для увеличения общественного благосостояния.

Государственные расходы и решения в области налогов в совокупности составляют фискальную политику государства.

Фискальная политика:

1. Правительственная программа действий в отношении закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, объемов и видов налогов.

2. Правительственная политика, определяющая расходы правительства и налоговые ставки.

3. Использование расходных и налоговых функций правительства для достижения макроэкономических целей.

 Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и (или) денежной политики,

пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и

поддержать стабильность цен, то такая политика называется стабилизационной фискальной политикой.

Стабилизационная фискальная политика представляет собой действия

правительства по контролю над экономической ситуацией с целью

максимально приблизить объем ВВП   к его потенциальному уровню и

поддержать низкие и стабильные темпы инфляции.

Фискальная политика ограничения деловой активности,напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его

потенциальным уровнем.

При изучении фискальной политики, с целью облегчения анализа, примем некоторые упрощения:

1. Государственные расходы не влияют на объем потребления и инвестиций, т.е. правительственные закупки не будут вызывать никаких сдвигов графиков потребления и инвестиций.

2. Чистый экспорт равен нулю т.е. мы рассматриваем закрытую экономическую систему.

3. Налоговые доходы правительства целиком формируются за счет личных подоходных налогов, величина которых постоянна.

4. Уровень цен в экономике постоянен.

Фискальная политика не является панацеей от всех бед, но она

представляет собой важную часть любой экономической программы. В каждой стране фискальная политика вступаем в игру сразу, как только в экономике начинает разворачиваться депрессия.

Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую)

фискальную политику

Дискреционная фискальная политика.

 

Автором дискреционной фискальной политики является Джон Кейнс, который считал, что целью фискальной политики является регулирование совокупного спроса. Для Д. Кейнса дискреционная фискальная политика имела

смысл   как инструмент смягчения макроколебаний, создающих циклическую безработицу и инфляцию.

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Очевидно, что основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение. Рассмотрим

поочередно их воздействие на равновесный ЧВП.

Государственные расходы и равновесный ЧВП.

 

Правительство осуществляет расходы на оборону, образование,

строительство дорог, больниц, школ, общественные нужды и т.д. Оно закупает ресурсы и товары как потребительского, так и инвестиционного назначения.

Проанализируем воздействие государственных расходов на равновесный ЧВП двумя методами: «методом сопоставления совокупных расходов и

совокупного выпуска» и «методом сопоставления сбережений и инвестиций»

Воспользуемся первым методом если функция совокупного спроса (АД=С+I+Xп) дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса (АД=С+I+Хп+С) дает его более высокий уровень - ЧВП2.

Мультипликатор роста государственных расходов: MPg= изменение ЧВП/изменение G

 

Совокупные расходы

 


                                 Е2                   АЕ= С+I +Xn +G

 


                                                   АЕ= С+I +Xn

    Е1

 


0  ЧВП1        ЧВП2           ЧВП

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: