Какие основные тематические линии предмета ОБЖ выделяют в НОО, ООО, СОО?

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет естествознания, физической культуры и туризма

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Дисциплина: «Методика обучения и воспитания»

Ф.И.О.  Терентьев Иван Валерьевич.

Группа     БЖ-1801z.

Задание 1. Изучить документы:

- КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;

- Рабочие программы по ОБЖ 5-9, 10-11 классы, под ред. А.Т. Смирнова.

Задание 2. Ответить на вопросы:

Дайте определение, что такое «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих

теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности. Безопасность жизнедеятельности – это более универсальное направление обеспечения комплексной безопасности человека, чем, скажем, охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние дисциплины рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях. Охрана труда интересуется человеком, который находится в условиях производства, гражданская оборона – в чрезвычайных ситуациях, а безопасность жизнедеятельности – во всех жизненных обстоятельствах.

Культура безопасности жизнедеятельности – это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Перечислите основные проблемы изучения и преподавания предмета ОБЖ.

Проблема мотивационного характера:

Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность

к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных

реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается очень медленно, если классные руководители и руководство не считает этот предмет одним из основных.

Проблемы содержательного характера:

Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах. Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования.

Проблемы методического характера:

Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практикоориентированности предмета.

Кадровые проблемы:

Прослеживается устойчивая тенденция образовательных организаций высшего педагогического образования к сокращению профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности» (уровень «Бакалавриат») в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», а также низкая эффективность магистерской подготовки в данном направлении в силу отсутствия у значительного числа магистрантов необходимой специализированной базовой и педагогической подготовки. Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров. Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.

Какие основные тематические линии предмета ОБЖ выделяют в НОО, ООО, СОО?

Начальное общее образование:

- Корректировка примерной основной образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;

- Конкретизация требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.

Основное общее образование:

Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования должно обеспечивать:

- понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;

- предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;

- усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;

- выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности;

- реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;

- корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.

Среднее общее образование:

- формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;

- достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;

- понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации;

- преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;

- подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;

- обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;

- содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: