Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет естествознания, физической культуры и туризма
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Дисциплина: «Методика обучения и воспитания»
Ф.И.О. Терентьев Иван Валерьевич.
Группа БЖ-1801z.
Задание 1. Изучить документы:
- КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;
- Рабочие программы по ОБЖ 5-9, 10-11 классы, под ред. А.Т. Смирнова.
Задание 2. Ответить на вопросы:
Дайте определение, что такое «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности».
|
|
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих
теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности. Безопасность жизнедеятельности – это более универсальное направление обеспечения комплексной безопасности человека, чем, скажем, охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние дисциплины рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях. Охрана труда интересуется человеком, который находится в условиях производства, гражданская оборона – в чрезвычайных ситуациях, а безопасность жизнедеятельности – во всех жизненных обстоятельствах.
Культура безопасности жизнедеятельности – это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Перечислите основные проблемы изучения и преподавания предмета ОБЖ.
Проблема мотивационного характера:
Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность
к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных
реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается очень медленно, если классные руководители и руководство не считает этот предмет одним из основных.
Проблемы содержательного характера:
Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах. Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования.
|
|
Проблемы методического характера:
Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практикоориентированности предмета.
Кадровые проблемы:
Прослеживается устойчивая тенденция образовательных организаций высшего педагогического образования к сокращению профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности» (уровень «Бакалавриат») в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», а также низкая эффективность магистерской подготовки в данном направлении в силу отсутствия у значительного числа магистрантов необходимой специализированной базовой и педагогической подготовки. Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров. Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.
Какие основные тематические линии предмета ОБЖ выделяют в НОО, ООО, СОО?
Начальное общее образование:
- Корректировка примерной основной образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;
- Конкретизация требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.
Основное общее образование:
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования должно обеспечивать:
- понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;
- предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;
- усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;
- выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности;
- реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;
- корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.
Среднее общее образование:
- формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
|
|
- достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;
- понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации;
- преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;
- подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
- обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
- содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности.