Место русской литературы в мировой культуре на рубеже тысячелетий

Материал прошлой лекции был посвящен отечественной литературе эпохи перестройки, гласности.

Поэтому еще раз вспомним, в каком положении оказалась наша словесность в это непростое время, перечислим основные тенденции, которые только укрепятся в 90-е и нулевые годы:

- доминирование постмодернистских тенденций (ироничное осмысление пространства и времени, центонность (центон - стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений), интеллектуализм, развитое игровое начало (произведение во многом строится как интеллектуальный ребус, который должен разгадать читатель) и т.д.).

- повышение читательского интереса к авторам русского Зарубежья (три волны русской эмиграции:

А)1918—1940 годы — первая волна,

Б)1940—1950-е (или середина 1960-х) годы — вторая волна,

В)1960 (или середина 1960-х) — 1980-е годы — третья волна.

- окончательное угасание соцреализма

- появление многочисленных писательских союзов, организаций, объединений, блоков.

СП СССР прекращает свое существование. Вместо него появляется Союз писателей России, Российский союз писателей, Союз переводчиков России (перевод художественной литературы всех жанров) и др.

В этом смысле постперестроечное время очень напоминало 20-е годы – эпоху расцвета многочисленных писательских группировок (РАПП, Пролеткульт, «Перевал», «Кузница» и т.д. – см. материал одной из наших лекций).

Но что же произошло с молодой российской литературой на международной литературной арене? Какое место она стала занимать?

Политика Союза Советских писателей отмежевывала жизнь Советской литературы от международного процесса. Конечно, советские «инженеры человеческих душ» (так М.Горький называл писателей и поэтов) получали престижные премии (например, СССР находился в дружественных отношениях с Италией, и в 1964 году А.Ахматова, на гребне оттепели, получила премию «Этна – Таормина»; не будем забывать и о Нобелевском лауреате М.Шолохове, о К.Чуковском, получившем звание доктора литературы в Оксфордском университете), Союз писателей имел международные отношения с организациями стран соцлагеря (Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Югославия, Албания, Румыния, Болгария, КНДР, Китай и т.д.), но в целом жизнь литературы была достаточно автономна. Во время перестройки, в 1989 году, открывается русский ПЕН-центр (международная правозащитная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах.). Благодаря детельности этого объединения писатель получал правовую защиту и особый международный статус. ПЕН-центр стал проводить самые разные мероприятия, организовывать различные литературные премии. Вот как пишет организация о своих мероприятиях: «В мае 2000 г. в Москве был проведен 67-ой Всемирный Конгресс Международного ПЕН-клуба, ставший значительным явлением, ибо международная правозащитная писательская организация впервые заседала в России, и с трибуны конгресса прозвучали слова и декларации, адресованные всем странам мира, где нарушается свобода слова, свобода печати и свобода самовыражения, в том числе и в самой России. С 1992 по 2005 гг. Русский ПЕН-центр ежегодно вручал Международную Пушкинскую премию (совместно с Гамбургским фондом Альфреда Тепфера), а также две ежегодные стипендии молодым литераторам для творческой поездки в Германию. В 2010 г. среди членов ПЕН-центра был проведен конкурс на лучшую книгу о Великой Отечественной войне. Набравший наибольшее количество голосов роман Виктора Астафьева «Проклятые и убитые» был переиздан и распространен по библиотекам и учебным заведениям. В 2011 г. был издан сборник публицистики двадцати пяти членов ПЕНа под названием «Есть ли будущее у настоящего?» В рамках сотрудничества с международной правозащитной организацией ICORN за годы существования Русского ПЕН-центра была оказана помощь в получении политического убежища не одному десятку политэмигрантов из бывших советских среднеазиатских республик».

Как мы видим, деятельность ПЕН-центра охватывает все творческие направления, писателей самых разных взглядов и традиций.

Особенно важно, что данная организация проводила и вручала Пушкинскую премию (вообще, 90-е и нулевые годы – эпоха появления премий). История премии (http://www.pushkin-premia.ru/index.php?id=16): «Пушкинскую премию учредил гамбургский фонд Альфреда Тёпфера. Этот немецкий предприниматель с 20-х годов прошлого века был тесно связан с Россией, возил сюда хлеб на собственном грузовичке. Так он и составил свой первый капитал. Идея поощрять русскую литературу, вероятно, родилась именно от чувства памяти и благодарности.
Пушкинская премия Тёпфера была одной из самых престижных в новой России, когда еще российские бизнесмены не вполне готовы были поощрять творческие достижения своих соотечественников. Премия отмечала не отдельные произведения писателя, а совокупность литературных заслуг, личность в творчестве. Ее лауреатами были классики уже современной литературы Андрей Битов (1990), Людмила Петрушевская (1991), Фазиль Искандер и Олег Волков (1992), Дмитрий Александрович Пригов и Тимур Кибиров (1993), Белла Ахмадулина (1994), Семен Липкин (1995), Саша Соколов (1996), Виктор Астафьев (1997), Владимир Маканин (1998), Олег Чухонцев и Александр Кушнер (1999), Юрий Мамлеев (2000), Юз Алешковский (2001), Евгений Рейн (2003), Борис Парамонов (2005).
Материальная часть Пушкинской премии Тёпфера поначалу составляла 40 тысяч немецких марок, которые затем деформировались в 15 тысяч евро. Немецкая Пушкинская премия закрылась в 2005 году.
Государственная Пушкинская премия родилась в преддверии 200-летия поэта. Президент Борис Ельцин постановил учредить премию за создание наиболее талантливых произведений в области поэзии. Первым лауреатом в 1995 году стал Владимир Соколов. Эта премия отметила весьма своеобразный спектр авторов. Далее ее получали Анатолий Жигулин, Вадим Шефнер, Новелла Матвеева, Игорь Шкляревский, Александр Кушнер, Олег Чухонцев. Материальную составляющую этой премии понять и подсчитать сегодня весьма затруднительно. Поначалу она составляла 400-кратный минимальный размер оплаты труда и выросла со временем до 1600-кратного МРОТ. В 2005 году она закрылась»

Вообще, литературные премии заслуживают отдельного слова. Все они делятся на государственные и негосударственные. Таким образом, литература поддерживалось и на государственном, и на частном уровне. Справедливости ради скажем, что такое «внимание» далеко не всегда улучшало материальное положение литератора. Обилие премий – реакция государства и общества на отмену щедрых дотаций Союза писателей СССР. Постсоветский писатель оказался в затруднительном положении.

Вот перечень всех премий:

1)Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства

 - Государственная Пушкинская премия

 - Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства

 - Государственная премия за произведения для детей и юношества

 - Государственная премия имени Булата Окуджавы

2)Федеральные ведомственные премии Российской Федерации

 - Премия Службы внешней разведки Российской Федерации

 - Премия Федеральной службы безопасности Российской Федерации

3)Премии субъектов Российской Федерации

 - Премия Администрации Краснодарского края имени Епистинии Фёдоровны Степановой

 - Неизвестный Петербург

4)Негосударственные премии Российской Федерации

 - Триумф

 - Русский Букер

 - Литературная премия Александра Солженицына

 - Книга года

 - Дебют

 - Премия имени Бориса Пастернака

 - Национальный бестселлер

 - Премия Ивана Петровича Белкина

 - Ясная Поляна

 - Бунинская премия

 - Большая книга

 - Российская национальная премия «Поэт»

 - Поэзия

 - Русская премия

 - Всероссийская литературная премия имени Святого благоверного Александра Невского

 - Золотой ЛиФФт

 - Всероссийская литературно-художественная премия «Золотой венец Победы»

 - Поэтический конкурс «Юные поэты Москвы»

 - Премия имени генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля

5) Премии Союзов писателей Российской Федерации

 - Всероссийская литературная премия «Василий Тёркин» имени Александра Трифоновича Твардовского

 - Всероссийская литературная премия «Сталинград»

 - Всероссийская литературная премия имени Павла Васильева

-Большая литературная премия России

 - Всероссийская премия имени Алексея Николаевича Толстого

 - Международная литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…»

 - Всероссийская литературная премии имени Петра Павловича Ершова за произведения для детей и юношества

 - Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский»

 - Всероссийская литературная премия имени Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник»

 - Международная премия «Писатель XXI века»

 - Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина

 - Премии литературных журналов и газет

 - Ежегодная премия журнала «Знамя»

 - Всероссийская литературная премия «Антибукер»

 - Премия имени Юрия Казакова

 - Золотой Дельвиг

6) Премии, учреждённые сетевыми проектами

 - Читательская премия Имхонета

 - Литературная премия BookMix.ru

 - Премия Книгодум.com

 - «Поэт года», «Писатель года».

Возвращаясь к вопросу международного положения литературы, следует сказать, что широкая интеграция отечественной словесности в международную жизнь связана еще с одним немаловажным фактором. Постперестроечные 90-е годы – время возвращения многих писателей и поэтов из эмиграции. Литераторы, находясь в политическом изгнании, обращали на себя внимание западноевропейской общественности, обрастали связями с издательствами (США – издательство «Либерти» - опубликовывали книги Э.Лимонова, В.Аксенова, Е.Евтушенко; «Ардис» - издательство, основанное Карлом Проффером, наиболее известное и авторитетное, выпускало запрещенные цензурой произведения авторов самых разных периодов – от М.Булгакова и В.Набокова до И.Бродского и Саши Соколова и т.д.). После распада СССР и во время перестройки в Россию вернулись: А.Солженицын (возвращение в 1994 году было настоящим событием: писатель выступал в Госдуме, встречался с Борисом Ельциным, его приветствовала огромная делегация на Ярославском вокзале в Москве), Э.Лимонов, В.Аксенов, поэт Ю.Кублановский и другие. Сохранение связей с Европой принесло плоды: в условиях отмены цензуры литераторы открыто договаривались с издателями о выпуске книг молодых авторов, которые подавали надежды (например, дебютный сборник стихов Дениса Новикова). Российских писателей стали открыто приглашать на международные литературные фестивали и премии (Роттердамский поэтический фестиваль, например, в котором участвовал поэт Борис Рыжий).

Однако международные признание постсоветской литературы продолжалось по причине взаимообратного процесса: если часть литераторов вернулась на Родину, то другая часть, наоборот, покинула ее рубежи. Один из главных «эстрадников» Е.Евтушенко, например, в 1991 году беспрепятственно уехал в США по приглашению университета г.Талса, штат Оклахома, для ведения преподавательской деятельности. 

Распад СССР – это событие, которое перекраивало политическую и административную карту мира. Многолетнее разрушение одной из самых могущественных держав в той или иной степени затрагивало каждого. Либеральные силы, во многом состоявшие из писателей, позиционировали весь процесс развала СССР как возвращение к историческим праосновам, реанимацию русской идентичности. На фоне общей глобализации обращение к национальному выглядело чем-то очень интересным и необычным. Это также является косвенным, но важным фактором повышения интереса к отечественной литературе, как современной, так и классической. Россия стала новым культурным брендом. В Европе, Азии и Америке книжные прилавки заполняются книгами и Ф.Достоевского, и В.Аксенова. Мир русской литературы стал очень широким, практически безграничным.

Можно сделать вывод, что перестройка, 90-е и нулевые годы сыграли положительную роль в закреплении мирового авторитета отечественной литературы.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: