Подходы к урегулированию конфликта

После июля 1992 г. Приднестровский конфликт перешел в мирную фазу. Неоднократно были предприняты попытки, в основном при посредничестве России, Украины и ОБСЕ, урегулировать его, добиться соглашения относительно статуса Приднестровья, однако все усилия по окончательному урегулированию спора Молдовы и ПМР не увенчались успехом, и отношения между ними оставались напряженными.

На первом этапе (1992–1999) удалось подготовить определенную правовую базу для урегулирования конфликта. В конце 1992 г. возобновились переговоры по поводу особого статуса Приднестровья, посредником в которых выступила Россия, с 1993 г. к ней присоединилась миссия ОБСЕ, а с 1995 г. – Украина. Благодаря этой совместной работе с 1994 г. ПМР и Молдова подписали ряд документов, определяющих принципы выработки статуса Приднестровья. Все эти договоренности не привели к существенным сдвигам в налаживании отношений между конфликтующими сторонами.

На втором этапе (2000–2010) был выработан ряд конкретных механизмов по урегулированию конфликта. В 2000 г. состоялось несколько встреч президента РФ В. Путина с президентами Молдовы П. Лучинским и ПМР И. Смирновым, а после визита российского лидера в Кишинев 16–17 июня 2000 г. им было принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с академиком Е. Примаковым. Комиссия выработала проект двустороннего соглашения на основе принципа территориальной целостности Молдовы. Обе стороны согласились принять его за основу, однако потом начали его критиковать, причем как в ПМР, так и в Молдове, что закончилось отклонением этого проекта на слушаниях в Комитете по делам СНГ в российской Государственной Думе.

В 2003 г. Москва попыталась разрешить конфликт, предложив противоборствующим сторонам модель построения в Молдове конфедерации при сохранении в Приднестровье российского военного присутствия до 2018 г. По этому плану, который был предложен заместителем руководителя администрации президента РФ Д. Козаком (почему и получил впоследствии название – «меморандум Козака»), Молдова должна была стать «асимметричной федерацией», в которой ПМР получала бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий.

«Меморандум Козака» предусматривал следующие шаги:

1) создание асимметричной федерации – Федеративной Республики Молдова (ФРМ), в которой будут существовать два субъекта – Приднестровье и Гагаузия;

2) создание в Молдове двухпалатного парламента в составе Сената и палаты представителей, что наиболее полно отвечало бы духу федерации;

3) введение переходного положения до 2015 г.;

4) полную демилитаризацию будущего государства при сохранении в регионе российских миротворческих сил на весь период демилитаризации зоны конфликта;

5) придание русскому языку статуса государственного наряду с молдавским;

6) представительство Приднестровья в политической системе новой федерации на паритетных с Молдовой основаниях;

7) соблюдение Молдовой нейтралитета и статуса демилитаризованного государства.

Наибольшие разногласия вызвал пункт 18 «меморандума», который провозглашал гарантом объединения Молдовы Российскую Федерацию, предусматривал «размещение на территории будущей Федерации на переходный период до полной демилитаризации государства, но не позднее 2020 г., стабилизационных миротворческих сил Российской Федерации численностью не более 2 тыс. человек, без тяжелых военной техники и вооружений».

По свидетельству Дмитрия Козака, предельная дата пребывания российских миротворцев (до 2020 г.) в Приднестровье и максимальная численность контингента (до 2 тыс. военнослужащих) были вписаны в текст документа лично президентом Молдовы Владимиром Ворониным. Этот срок был уступкой со стороны Приднестровья, настаивавшего на сохранении российского миротворческого контингента на 49 лет. Президент Молдовы дважды подтвердил свое согласие относительно срока пребывания миротворцев – 14 и 24 ноября. Первоначально договор предполагалось подписать в Санкт-Петербурге, где В. Воронин должен был присутствовать на открытии памятника Дмитрию Кантемиру, но молдавский лидер настоял на том, чтобы в Кишинев на подписание «меморандума» прилетел Владимир Путин.

Когда российский президент был уже готов вылететь в столицу Молдовы, центральную улицу Кишинева заполнила националистическая оппозиция. Фанатично настроенные манифестанты под возгласы об «оккупации» рвали портреты В. Путина, жгли российские флаги и требовали отставки В. Воронина – это было спустя всего неделю после «революции роз» в Грузии. Яапп де Хооп Схеффер, бывший глава ОБСЕ, а в 2004–2009 гг. – генсек НАТО, стал звонить и угрожать В. Воронину. Молдавский президент, поддавшись давлению, отказался от подписания «меморандума Козака».

С этого момента в отношениях Кишинева с Москвой и Тирасполем начался долгий кризис, продлившийся более 3 лет.

Переговоры возобновились лишь в 2005 г. в рамках региональной организации ГУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом В. Ющенко. Запад, однако, отнесся к «плану Ющенко» сугубо негативно и в какой-то мере поспособствовал его срыву. 22 апреля 2005 г. на саммите в Кишиневе президент Украины обозначил «семь шагов» по урегулированию Приднестровского конфликта, которые были развиты потом в план, получивший название «К урегулированию через демократию». В нем, в частности, предусматривалось проведение выборов в Верховный Совет Приднестровья, но под контролем внешних сил. В качестве таковых В. Ющенко предлагал ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, Россию, США и Украину.

Этот проект обсуждался 16–17 мая 2005 г. в ходе консультаций посредников от России, Украины и ОБСЕ с политическими представителями Кишинева и Тирасполя по урегулированию приднестровского вопроса. По результатам состоявшихся переговоров молдавская и приднестровская стороны с предложением Киева предварительно согласились, а 10 июня 2005 г. парламент Молдовы одобрил этот план, приняв одновременно «Обращение парламента Молдовы о принципах и условиях демилитаризации приднестровской зоны», в котором содержалось требование ликвидировать военный арсенал РФ на территории Республики Молдова и вывести российские миротворческие силы до 31 декабря 2006 г.

27–28 февраля 2006 г. в Кишиневе и Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию Приднестровского конфликта. Переговоры проходили в традиционном формате «5+2»: Приднестровье, Молдова, ОБСЕ, Россия и Украина, США и Евросоюз.

В 2006 г. разразился так называемый приднестровский кризис, связанный с фактической блокадой непризнанной республики, которую осуществляла Молдова при активной поддержке Украины. Решение это следовало из таможенного соглашения между Украиной и Молдовой, подписанного 30 декабря 2005 г. По нему Украина согласилась признавать только молдавские (а не приднестровские) таможенные документы. В итоге ПМР оказалась фактически в полной экономической изоляции. Дело зашло так далеко, что 20 марта 2006 г. президент ПМР Игорь Смирнов обратился к президенту РФ В. Путину с призывом усилить миротворческую миссию России и не допустить гуманитарной катастрофы в регионе.

В 2008 г. в ходе встреч молдавского и российского президентов (Д. Медведева и В. Воронина) Москва вновь попыталась сблизить позиции Кишинева и Тирасполя по приднестровскому урегулированию, чтобы выработать окончательное решение проблемы, которое устроило бы обе стороны. В начале 2009 г. занимавший тогда пост президента Приднестровья И. Смирнов был принят министром иностранных дел России С. Лавровым. После этого последовало заявление руководителя ПМР о готовности продолжить диалог с В. Ворониным. В итоге в марте 2009 г. лидеры ПМР и Молдовы подписали первый за много лет совместный документ. Он, правда, в целом носил декларативный характер, но в нем было зафиксировано положение о том, что стороны продолжат прямые контакты и будут стремиться укреплять взаимное доверие. Позже диалог был прерван после парламентских выборов в Молдове в 2009 г., по результатам которых победу одержала либерально-демократическая коалиция, поставившая под сомнение многие договоренности, заключенные прежним молдавским руководством.

4–5 апреля 2011 г. в Вене состоялась неформальная встреча по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». По главной теме повестки дня – перспективе возобновления процесса официальных переговоров – согласия достигнуть не удалось.

Очередная встреча в Вене состоялась в июле 2012 г., и ее результаты стали «катастрофическими для Приднестровья и неприемлемыми для России и Украины». В частности, отмечалось следующее: «Итоги встречи в Вене 12–13 июля в формате “5+2” после 18 июля можно смело охарактеризовать как дипломатическую катастрофу для ПМР, а также как тяжелейший удар по Москве и Киеву».

В итоге после 12–13 июля 2012 г. Кишинев и те, кто его поддерживал, получили официальное право в любой момент ставить вопросы о выводе из ПМР российских войск, замене российских воинов-миротворцев на гражданских наблюдателей, вывозе военного имущества со складов в Колбасне, а также о широком автономном статусе Приднестровья в составе унитарной Молдовы.

В конце сентября 2014 года при выступлении на заседании Генассамблеи ООН министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман сообщила, что находящиеся в Приднестровье российские войска без миротворческого статуса «создают дополнительные препятствия для процесса урегулирования», и Молдавия ожидает их вывод без промедления. РФ обязалась это сделать по Стамбульским соглашениям 1999 года. Также российская миротворческая миссия в Приднестровье должна быть превращена из военной в гражданскую, чтобы дать «стимул политическому процессу». Требования властей Молдавии были поддержаны 28 января 2015 года резолюцией ПАСЕ.

В декабре 2014 года канцлер ФРГ Ангела Меркель привела Приднестровье (а также Абхазию, Южную Осетию, ДНР и ЛНР), как пример использования РФ зон «замороженных конфликтов» для дестабилизации обстановки в странах, решивших подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

23 января 2015 года заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин на выступлении в Госдуме охарактеризовал будущее спорного региона как «особый район с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства».

В августе 2017 года Молдова на Генеральной ассамблее ООН подняла вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья. Киев в свою очередь поддержал данную инициативу.

7 февраля 2020 года президент Молдавии Игорь Додон в своем видеообращении заявил о готовности Кишинёва дать «широкую автономию» Приднестровской Молдавской республике (ПМР), чтобы разрешить затяжной конфликт. По его словам, обе территории являются единым государством и у Приднестровья нет будущего без Молдавии, «нужно садиться и разговаривать, мы готовы искать выходы из ситуации, готовы дать гарантии и довольно широкую автономию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: