Пригонка и уравновешивание весел

Учебно - методическое пособие

По разделу дополнительных образовательных программ «Юный судоводитель», «Морское дело», «Юный моряк»

Шлюпочное дело. Гребная подготовка

                   Автор-составитель:

              Арнаутов Н.П.,

педагог дополнительного

                              образования

       Принято на заседании

       педагогического совета

       «_____» _____________2018 г.

       Протокол № ____.

 

Нижний Новгород

2018

 

ВВЕДЕНИЕ

Гребной спорт широко распространен в нашей стране. Гребля - одно из важных средств физического воспитания молодежи. Овладевая техникой гребли, тренируясь и участвуя в соревнованиях, гребцы развивают в себе выносливость, силу, настойчивость. Процесс гребли, втягивающий в работу наиболее крупные группы мышц, активизирует деятельность органов кровообращения и дыхания, укрепляет нервную систему и мышечно-связочный аппарат. Кроме того, гребля на шлюпке воспитывает дисциплину, чувство товарищества, коллективизма. Народная гребля играет большую роль в развитии массового спорта, в частности водного туризма. Юноши и девушки, овладевшие техникой гребли, могут совершать интересные и увлекательные прогулки по воде за черту города, а наиболее подготовленные гребцы - участвовать в ближних и дальних шлюпочных походах. Сотни юношеских шлюпочных команд клубов юных моряков, морских клубов, детских речных пароходств ежегодно проводят увлекательные шлюпочные походы или спортивные соревнования.

НАРОДНАЯ ГРЕБЛЯ

Обучение народной гребле можно организовать в школах, клубах юных моряков, детских речных пароходствах, Домах пионеров и летних оздоровительных лагерях, расположенных вблизи рек, озер, водохранилищ и морей. Обучение гребле рекомендуется проводить на обычных гребных лодках. Двухместная спортивная лодка имеет широкое распространение в народном хозяйстве, рыболовстве, туризме и в спорте. Основные конструктивные части ее: киль, форштевень, ахтерштевень с транцем, шпангоуты, сделанные из гнутых брусьев или выпиленные из досок твердого дерева, обшивка из поясов тонких сосновых или кедровых строганых досок, привальный брус с коробками для уключин, банки (сиденья) для гребцов, полки и подножки (упоры для ног). Расстояние между шпангоутами обычно не превышает 200 мм. Изгиб шпангоутов увеличивается от середины к носу и к корме в зависимости от формы обводов лодки. Гребные суда с обшивкой, наложенной кромка на кромку, называются судами с наборной обшивкой или судами клинкерной постройки. Обшитые же фанерой или досками, наложенными кромка к кромке, принято называть судами с гладкой обшивкой. Обшивка этого типа образует гладкую наружную поверхность и меньше пропускает воду. Наружная поверхность обшивки тщательно шлифуется наждачной бумагой, олифится и закрашивается масляной краской (реже лакируется). Внутри красится масляной краской без дополнительной обработки. Банки шлифуются и лакируются или только олифятся и шлифуются. Уключины стальные, иногда бронзовые или латунные. Конструкция и форма уключины весьма просты, ее легко изготовить в местной кузнице. Стандартная уключина, которой обычно снабжаются прогулочные лодки, имеет форму ухвата. Обычно уключины изготовляются из стального прутка диаметром 12 - 15 мм. Острые грани и углы округляются, чтобы не вызвать излишне быстрого истирания манжеты весла.

Обычные стандартные весла для прогулочных лодок тяжелы, неудобны и непрочны. Поэтому лучше пользоваться специальными, предназначенными для спортивней гребли. Безвальковые весла изготовляются из высокосортной сосны или кедра, вальковые весла - из любых пород деревьев, имеющихся в наличии у изготовителей. Весла безвальковые - кленовые, пустотелые, а вальковые делаются из целого деревянного бруса, у них клеится только лопасть, и то не всегда. Манжеты кожаные, каблуки кожаные или металлические, оковки латунные На рукоятки часто надеваются специальные резиновые наконечники, которые позволяют избежать соскальзывания рук во время гребка.

Народная гребля является парной греблей, так как в отличие от распашной здесь каждый гребец работает двумя веслами (по одному в каждой руке). Весло должно быть сбалансировано так, чтобы, будучи свободно положено каблуком в уключину, оно погружалось в воду под действием собственного веса не менее чем на три четверти длины лопасти и не более чем до шейки. Для балансировки в рукоятку можно заделывать металлический груз. При гребле четвертая часть весла должна находиться внутри шлюпки. Длина внутренней части весла должна быть больше половины расстояния между противолежащими уключинами на 60 - 80 мм. При этом условии силы гребца при движении лодки будут использованы наилучшим образом. В народной гребле каждый гребок, так же как и на ялах, разделяется на четыре отдельные фазы: начало гребка - захват воды путем введения лопастей весел в воду; проводка, во время которой гребец опирается лопастями весел о воду и сообщает лодке движение; вынос лопасти из воды в конце проводки, когда лопасти весел выходят из воды и разворачиваются для заноса; занос фаза активного отдыха, во время которой лопасти весел перемещаются по воздуху в исходное положение для следующего гребка. Во время проводки и заноса весел гребец должен отработать положение рук, удобное для гребли. Все четыре фазы гребка, беспрерывно следуя одна за другой, составляют полный замкнутый цикл. Проводку и занос можно считать основными фазами гребка. Над водой лопасть должна двигаться параллельно поверхности воды, а в момент захвата входить в воду почти вертикально, с наклоном вперед лишь на 2 - 4°. Весло во время гребка должно все время твердо упираться каблуком в уключину. Пальцы рук при гребле не выпускают рукояток весел, но расслабляются, когда ладони рук толкают весла вперед. На спокойной воде лопасти весел заносятся на высоте борта, а на волне несколько выше. Перед последней четвертью заноса кисти рук начинают постепенно выпрямляться, лопасти становятся почти вертикально и, чуть накрывая воду, проходят в исходное положение для гребка. Далее без всякой паузы следует захват воды и производится новый гребок.

В народной гребле важна одинаковая работа обеих рук, особенно при захвате воды, во время проводки и при вынимании лопастей из воды. На каждый гребок следует делать глубокий вдох и полный выдох. При этом вдох делается при заносе, а выдох - при проводке весла. При ускорении темпа гребли ускоряется и дыхание, возмещая возрастающую в связи с усилением работы потребность организма в кислороде.

ЧЕТЫРЕХВЕСЕЛЬНЫЙ ЯЛ

Одним из основных типов шлюпок на водных станциях морских клубов являются четырехвесельные ялы. Они, как правило, изготовляются из высококачественной древесины (дуба, ясеня, сосны). Основой набора шлюпки служит дубовый брус - киль. Продолжением киля в носовой части шлюпки является форштевень - криволинейный дубовый брус. Соединение киля с форштевнем осуществляется при помощи дубового кнопа. На кормовом конце киля под углом 100° к нему крепится дубовый брус, называемый ахтер-штевнем. Крепление ахтерштевня к килю осуществляется при помощи стальной оцинкованной кницы или дубового кнопа.

К ахтерштевню крепится дубовая транцевая доска, к которой пришиваются кормовые концы обшивки. С наружной стороны киль и форштевень для предохранения их от повреждения при соприкосновении с грунтом окованы металлической подкильной полосой. Поверх киля внутри шлюпки кладется съемная доска - кильсон, на котором крепятся степс для установки мачты и гнезда для стоек. К килю и внутренней поверхности обшивки на расстоянии 25 - 30 см друг от друга медными или оцинкованными гвоздями крепятся дубовые брусья-шпангоуты, выгнутые в строгом соответствии с обводами шлюпки. Обшивку делают из хороших сосновых досок вгладь или внакрой. На четырехвесельных ялах обшивка делается в основном внакрой, начиная от киля. Первый пояс обшивки называется шпунтовым поясом, или шпунтом, а самый верхний - ширстреком. Для обеспечения достаточной продольной прочности шлюпки поверх ширстрека ставит ясеневый брус - планшир. В продольный паз планшира заходит верхняя кромка ширстрека, а в поперечные гнезда заделываются верхние концы шпангоутов. Снаружи планшира для защиты его от случайных повреждений закрепляется полукруглый ясеневый брусок - буртик. С той же целью на уровне банок устанавливаются привальные брусья, которые вместе с планширом, подобно стрингерам, скрепляют между собой всю систему шпангоутов. Банки (поперечные скамьи) и кормовое сиденье крепятся к привальным брусьям и планширу при помощи металлических книц. Снизу банки поддерживаются стойками(пиллерсами). Задняя банка называется загребной, а передняя - баковой. К баковой банке над степсом крепится специальное металлическое приспособление - наметка, служащая для установки рангоута. Под банками для их опоры вдоль борта устанавливается брусок - подлегарс. Дно шлюпки защищается съемными деревянными щитами - рыбинами, которые снабжены деревянными упорами для ног гребцов. На дно шлюпки между загребной банкой и кормой ставится лекальная рама, внутрь которой вставлен кормовой решетчатый люк. В носу на привальные брусья укладывается носовой решетчатый люк. Параллельно транцевой доске на расстоянии 30 см от нее установлена съемная заспинная доска. В днище шлюпки имеется пробка для спуска воды.

Четырехвесельный ял снабжается следующими предметами, которые должны всегда находиться на шлюпке: вальковые весла - б шт.; уключины, прихваченные штертами к бортам внутри шлюпки, - 5 шт.; отпорные крюки - 2 шт.; румпели с чеками, подвешенными на штертах, - 2 шт.; один из них, изогнутый, применяется для управления рулем шлюпки на веслах и другой, прямой, - для управления под парусами; нагели, привязанные штертами у наметки, - 2шт.; ведро парусиновое или деревянное - 1 шт.; лейки деревянные для вычерпывания воды из шлюпки - 2 шт.; кранцы шлюпочные цилиндрические, обшитые парусиной, для предохранения шлюпки от ударов при швартовке, стоянке у причалов и у борта корабля, - 2 шт.; фалини - два: носовой - длиной 15 - 18 м. и толщиной 6 - 8 см; кормовой длиной 8 - 10 м и толщиной 4 - 5 см; кормовой флаг ДОСААФ с флагштоком; ответный вымпел и пара семафорных флажков в общем парусиновом чехле (для обеспечения связи шлюпки с берегом и судами); киса - плотный парусиновый мешок, в котором хранятся две запасные уключины, нагели, чеки, шкоты, мотки линя для талрепов и слаблиня, моток парусных ниток с парусной иглой и куски парусины для ремонта парусов.

 

                      

                

 

 

    1 Ответный вымпел и семафорные флажки в чехле
          2 Киса
3 Кормовой флаг в чехле
4 Мат шпигованный
5 Нож такелажный со свайкой
6 Румпель прямой
7 Румпель изогнутый
8 Компас шлюпочный
9 Отпорный крюк длинный
10 Отпорный крюк короткий
11 Весла шлюпочные вальковые
12 Уключина со штертом
13 Воронка
14 Сорлинь с кнопом для руля
15 Кранец мягкий
16 Спасательный жилет
17 Штормовой костюм
18 Носовой фалинь
19 Кормовой фалинь
20 Рангоут с парусом в чехле
21 Канат якорный (дректов)
22 Шлюпочный якорь адмиралтейский (дрек)
23 Топор со штертом
24 Свайка
25 Фонарь белый аккумуляторный
26 Гоночный номер
27 Лейка
28 Шлюпочная сигнальная книга
29 Фонарь трехцветный
30 Анкерок с пробкой и стаканом для воды
31 Ведро парусиновое
32 Нагель
33 Фонарная стойка с кронштейном

Некоторые предметы шлюпочного снабжения приносятся на шлюпку только по мере надобности, например: фонарная стойка (с кронштейном для фонаря); шлюпочный фонарь; сходня со стропкой для установки на форштевень шлюпки (в походе сходня кладется вдоль кильсона на дно шлюпки с левой стороны); анкерок остропленный для хранения запаса питьевой воды в походах и как спасательное средство; воронка деревянная для заполнения анкерка водой; дрек - шлюпочный якорь адмиралтейской системы со складным штоком с дректовом (пеньковый трос длиной до 60 м и окружностью до 50 мм); дрек укладывается плашмя под среднюю банку в сложенном состоянии, шток его принайтовливается к веретену двумя штертами (концами веревок); рангоут и паруса в рангоутном чехле, уложенные на банках в диаметральной плоскости шлюпки; дождевое платье с зюйдвестками по числу штатной команды шлюпки, свернутое и подвешенное под банками; компас шлюпочный для дальних походов по морю или большому водоему; шлюпочная сигнальная книга в чехле с лямками для надевания через плечо; радиоприемник и передатчик УКВ для связи в дальних шлюпочных походах.

ПРИГОНКА И УРАВНОВЕШИВАНИЕ ВЕСЕЛ

Перед обучением шлюпочной команды гребле необходимо закрепить весла за гребцами и подогнать их. Весла нужно подобрать так, чтобы самые длинные были у гребцов загребной пары, а самые короткие у баковой пары. Рукоятки двух парных весел не должны мешать друг другу при гребле и задевать за лежащий на банках рангоут. Поэтому расстояние между рукоятками должно быть не менее 30 см. В случае необходимости весла укорачивают за счет рукоятки и валька. Для быстрого разбора весел их следует пронумеровать крупными римскими цифрами. Номера наносят красной краской по валькам для правого борта и зеленой краской для левого борта. Первые номера присваиваются загребным. После подгонки вёсла следует уравновесить наливанием расплавленного свинца в просверленные в вальках отверстия. Весло, вложенное в уключину, должно иметь небольшой перевес к воде, но оставаться в горизонтальном положении, если к середине рукоятки подвесить груз 4 кг. Четырехвесельные ялы снабжаются вальковыми веслами бутылочного типа. Необходимо подгонять и упоры для ног гребцов, даже если команды постоянно за шлюпками не закреплены. Упоры должны быть отодвинуты от банки на такое расстояние, чтобы у гребца, сидящего нормально на банке, ноги были слегка согнуты в коленях, а колени были несколько ниже тазобедренного сустава. Сила и четкость гребли во многом зависят от правильной установки упора. Чтобы гребец не упал назад во время гребли, рекомендуется к упору или рыбине приделать парусиновую стропку для одной из ног. В эту стропку гребец продевает ногу на полступни. На правильность гребли влияет также подгонка уключин по гнездам. Важно, чтобы уключины не болтались в гнезде и в то же время легко вынимались из него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: