Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоению рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:
· контрастные упражнения
· упражнения на передвижение
· упражнения на погружение
· упражнения на дыхание
· упражнения на всплывание
· упражнения на лежание
· упражнения на скольжение
Контрастные упражнения используются для ознакомления занимающихся с непривычными для них свойствами воды, а именно: вязкостью, плотностью, сопротивлением и температурой.
Упражнения на передвижение решают следующие задачи:
· развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков в воде;
· разучить ходьбу, бег в воде с движениями рук и ног в различных направлениях;
· добиться самостоятельного выполнения в воде различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, в прыжках в изменяющихся условиях;
· проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.
Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:
· разучить задержку дыхания на вдохе;
· научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;
· добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;
· закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;
· совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой; 6) проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.
Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.
Упражнений на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения техники способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.
При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:
· учить выдоху в облегченных условиях;
· научить выдоху через рот при опускании лица в воду;
· разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;
· добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;
· научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);
· закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;
· проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.
· Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.
При изучении упражнений на всплывание решаются такие задачи:
· развивать умение задерживать дыхание на вдохе;
· разучить положение головы и ног для выполнения группировки;
· научить группировке в приседе на задержанном вдохе;
· добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;
· проверить и ценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.
Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает – им не следует выполнять это упражнение.
Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи:
· научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях;
· разучить положение лежа на груди из положения группировки;
· добиться самостоятельного выполнения лежания на груди;
· научиться умению лежать на спине с посторонней помощью;
· разучить положение лежа на спине;
· добиться самостоятельного умения лежать на спине;
· добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног;
· закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями;
· проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.
Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине - между рук или выше рук).
В результате обучения должны быть решены следующие задачи:
· развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;
· разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении;
· научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;
· научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;
· добиться самостоятельного выполнения скольжения на боку (правом и левом);
· добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди и на спине и на боку;
· закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку;
· проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку.
Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять различные упражнения на дыхание.