Демократическое направление РБ

Демократическое направление - второе направление в отечественной рекомендательной библиографии этого периода.

В 60-70-е годы 19 века его назвали так же, как и общественное движение того времени - «либерально-демократическим».

К этому направлению относится указатель Ф. Толля «Наша детская литература».

Вторым указателем демократического направления, который хронологически продолжил указатель Ф. Толля, считается работа В.И. Водовозова «Обзор книг и руководств для общего образования».

 

Водовозов Василий Иванович (1825-1886) – педагог, детский писатель, методист по русской словесности и начальному образованию, последователь К.Д. Ушинского. Автор ряда работ по теории педагогики, учебников, книг для народного чтения.

Две части «Обзора книг и руководств для общего образования» публиковались в 1868 - 1870 гг.

В предисловии В.И Водовозов так подчеркнул рекомендательный характер «Обзора»: «… в настоящем труде мы избираем только книги, почему-либо заслуживающие внимания и, кроме того, по форме доступные тому возрасту, для которого могут быть назначены». 

По-существу, эта работа представляла собой конгломерат рекомендательного указателя и критического обзора, так как описание каждой книги, помимо характеристики содержания, включало подробный критический анализ достоинств и недостатков книги.

В. Водовозов задумал свой «Обзор книг» как указатель универсального характера. Но работа не была завершена, было опубликовано 2 выпуска:

· Естествознание,

· Математика.

В 80-е годы 19 века демократическое направление получает дальнейшее развитие, появляются указатели (их было несколько десятков), преследовавших просветительские цели.

 

Среди них выделяется указатель «Что читать народу», который был составлен под руководством Алчевской Х.Д.

Алчевская Христина Даниловна (1842-1920) – украинская просветительница и педагог. В 1862 году она организовала первую воскресную школу на Украине (сначала в Харькове, потом в Луганске), которой руководила с1862 по 1912 год. Алчевская разработала специальную методику обучения безграмотных, которая применялась в первые годы Советской власти, во время культурной революции. За 50 лет деятельности Алчевской через воскресную школу прошло 15 тысяч учениц из бедных семей.

 

Х.Д. Алчевская и ее сподвижницы уделяли особе внимание на внеклассное чтение.

Их ученицы не просто читатели, но и высказывали свое мнение, впечатление о книгах. Все это фиксировалось, обобщалось учительницами воскресной школы.

Результатом этой работы явился 3-х томный указатель «Что читать народу» (1884 – 1906), в котором нашли отражение 2,5 тысячи книг с кратким изложением содержания и отзывами читательниц об этих книгах.

Таким образом, указатель «Что читать народу» был:

· первым опытом в России изучения читательских интересов,

· первым опытом создания указателя на основе читательских интересов,

· сборником читательских отзывов о книгах.

Естественно, что содержание указателя «Что читать народу» определялось списками и каталогами, издававшимися Министерством народного просвещения.

Но огромной заслугой Х.Д. Алчевской явилось то, что все установленные перечни, были критически переработаны. В пределах возможного в указатель включались лучшие книги.

Доказательством признания работы Алчевской и ее соратниц явилось то, что в 1889 году указатель «Что читать народу» получил высшую награду на Всемирной выставке в Париже.

К демократическому направлению в рекомендательной библиографии относят и программы для чтения, которые создавались в Москве и Санкт-Петербурге в 90-е годы 19 века.

Программы для чтения были ориентированы на читателя, имеющего среднее образование, но преследовали разные цели:

· для московских программ главным было домашнее прохождение университетских курсов ан 4 года (на каждый год составлялась своя программа);

· в петербургских программах упор был сделан на то, чтобы дать энциклопедические знания тем, кто занимается самообразованием.

В составление московских и петербургских программ принимали видные ученые того времени:

· экономист и статистик И.И. Янжул,

· историк П.Г. Виноградов,

· основатель геохимии, биохимии, академик Вернадский,

· физиолог И.П. Павлов

· библиотековед, библиограф и просветитель Н.А. Рубакин и другие. 

При существовавшей тогда тяге к самообразованию программы для чтения пользовались большим успехом. Об этом свидетельствует то, что:

· петербургские программы переиздавались 6 раз,

· московские программы - от 2 до 8 раз.

Это было связано с тем, что выпуски, рассчитанные на разные годы обучения, пользовались разным спросом. Наибольший интерес вызывали программы первого года обучения (они-то и переиздавались 8 раз).

 

В начале 90-х годов вышло в свет 2-х томное рекомендательное библиографическое пособие «Книга о книгах» под редакцией И.И. Янжула.

Янжул Иван Иванович (1846- 1914) – русский экономист, статистик, с 1876 года профессор кафедры финансового права Московского государственного университета.

В составлении указателя, который создавался с благотворительными целями (все средства, вырученные от реализации указателя, шли в фонд помощи голодающим Поволжья) приняли выдающиеся отечественные ученые:

· физиолог И. Сеченов,

· геохимик и биохимик В. Вернадский,

· естествоиспытатель К. Тимирязев,

· физик А. Столетов,

· историки П. Виноградов и М. Ковалевский,

· экономист Н. Каблуков и другие.

 

В предисловии к «Книге о книгах» отмечалось: «Указатель должен служить единовременно интересам двух категорий лиц: вообще так называемого образованного общества (не ниже лиц), получивших среднее образование) и затем университетской молодежи, желающей иметь в своих руках точный список учебников и важнейших монографий для занятий наукой уже академического характера».

Таким образом, указатель «Книга о книгах» был рассчитан на подготовленного читателя, в соответствие с этим в него были включены не только учебная и научно-популярная литература, но и серьезные научные труды, как на русском, так и на иностранных языках.

По содержанию указатель был универсальным, что отмечалось в подзаголовке «Толковый указатель по важнейшим отраслям знания».

 

Уровень указателя «Книга о книгах» оказался настолько высок, что он не только получил признание современников, но и был назван лучшим рекомендательным указателем России, среди тех, которые уже вышли в свет.

В первую четверть 20 века в России появляется еще ряд пособий, относящихся к демократическому направлению и явившихся серьезными достижениями в области рекомендательной библиографии. В числе указатели А.И. Лебедева, Н.А. Рубакина, К.Н. Дерунова, И.В. Владиславлева.

В начале 20 века (1901 – 1904) в Нижнем Новгороде вышел в 2-х частях указатель А.И. Лебедева «Детская и народная литература».

Лебедев Александр Иванович – нет сведений.

Указатель «Детская и народная литература» был предназначен для руководителей детского чтения (родителей, учителей, библиотекарей).

В нем нашли отражение художественные и научно-познавательные книги:

· написанные живым языком,

· хорошо оформленные,

· доступные по содержанию,

· недорогие, доступные по цене для народа.

Весь материал был сгруппирован в разделы, соответствующие определенному возрасту.

Внутри каждого возрастного раздела были выделены тематические подразделы, которые и в настоящее время звучат современно.

Например, в разделе книг, предназначенных для среднего возраста, выделены подразделы:

1. Труд и совместная жизнь людей.

2. Семья – первичная форма общежития.

3. Выработка характера и убеждений.

4. Наблюдение над жизнью людей.

5. Чему учит природа.

6. Прошлая и настоящая жизнь народов.

 

Указатель А.И. Лебедева «Детская и народная литература» настолько пользовался успехом у читателей, что после 1-го издания в 1901 – 1904 гг.

Он неоднократно переиздавался (6 –е издание в 1912 -1915 гг.).

 

Заметным явлением в рекомендательной библиографии стал «Примерный библиотечный каталог» К.Н. Дерунова.

Дерунов Константин Николаевич (1866-1929), библиограф, библиотековед. Библиотечную деятельность начал в ссылке в Нижнем Новгороде в 1898 году. С 1902 года работал в ряде библиотеке Петербурга, после 1917 года – в библиотеках Москвы. Основные труды «Примерный библиотечный каталог», «Жизненные задачи библиографии», а также неопубликованный труд «Библиография русских рецензий», напечатанных в 330 русских журналах за 1847-1927 гг.

 

 «Примерный библиотечный каталог» составлялся в помощь комплектованию библиотек. Дерунов К.Н, как библиотекарь – практик, понимал насущную необходимость такого указателя, так как на личном опыте испытывал трудности при комплектовании библиотек.

Первое издание указателя  вышло в 1906 году.

«Примерный библиотечный каталог» был особенно благожелательно встречен библиотекарями – практиками, так как оказывал существенную помощь в повседневной работе библиотек

Но, как оказалось, «Примерный библиотечный каталог» можно было использовать в помощь самообразованию, то есть как рекомендательное библиографическое пособие.

Стремление к актуальности тематики и удовлетворению запросов широких кругов читателей, свойственное демократическому направлению, отличает также работы И.В. Владиславлева, который выступил инициатором новых по характеру рекомендательных указателей.

Владиславлев Игнатий Владиславович (псевдоним И.В. Гульбинского) (1880 – 1963) – библиограф. Помимо рекомендательных указателей, составлял и издавал «Библиографические ежегодники» (с перерывом с 1912 до 1928 гг.), сохраняют научную ценность работы «Русские писатели. Опыт библиографического пособия по русской литературе ХIХ – ХХ столетий» (1909 4-е издание – 1924), «Литература великого десятилетия» (1927) и др.), редактировал указатель Н.А. Рубакина «Среди книг».

 

В 1-й четверти 20 века широкой популярностью пользовалась серия указателей И.В. Владиславлева «Что читать», которая издавалась в 1910 – 1917 гг. и предназначалась для детей и подростков.

Небольшие по объему указатели «Что читать» были, по определению самого составителя, «пособиями для первоначального образования».

Всего вышло 4 выпуска.

Выпуск 1-й был рассчитан на детей 9 – 13 лет, остальные выпуски – на более старший возраст.

В указателях «Что читать»:

· рекомендовались наиболее популярные книги по истории и литературе,

· отмечалась степень их доступности,

· литература была проаннотирована.

Все это привлекало читателей.

 

Однако крупнейшим РБП демократического направления начала 20-го века явился указатель Н.А.Рубакина «Среди книг».

Рубакин Николай Александрович (1862 – 1946) – книговед, библиограф, писатель, популяризатор научных знаний, книгоиздатель, социолог - экспериментатор. Участвовал в нелегальной студенческой организации, был арестован. В 1907 году эмигрировал в Швейцарию. Был одним из основателей Международного института библиопсихологии.

Он оставил заметный след в истории библиографии, прежде всего, рекомендательной. Рубакин был основоположником такой науки, как «библиопсихология», внес большой вклад в теорию и практику самообразования. Рубакин рассматривал библиографию, как неотъемлемую часть работы по распространению знаний и наибольшее значение в этом плане придавал рекомендательной библиографии. Он составил целый ряд РБП, в том числе: указатели, планы чтения, библиографические приложения к книгам.

 

Самой значительной работой Н.А. Рубакина был указатель «Среди книг». Как писал сам Н.А. Рубакин «… самый большой труд моей жизни», «библиографический итог всей моей работы».

 

 

Указатель «Среди книг» был опубликован двумя изданиями:

· 1-е издание в 1906 году,

· 2-е издание – в 1911 – 1915 гг.

1-е издание вышло в 2-х частях.

 

В 1-й части 1-го издания Н.А. Рубакин изложил свои взгляды:

· На библиотечное дело и библиографию,

· На принципы построения библиотечных каталогов,

· Привел схему классификации книг, которую разработал сам,

· Описал методы работы с читателями.

2-я часть 1-го издания представляла собой систематический указатель 7500 книг по всем отраслям знания.

 

В 1911 – 1915 гг. публиковалось 2-е издание, кот рое имело подзаголовок: «Обзор русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей».

2-е издание, содержащее более 16 тысяч названий книг на русском и западноевропейских языках, предназначенных в помощь самообразованию, вышло также в 2-х частях

В 1-й части выделены разделы:

· языкознание, литература, искусство, публицистика, этика;

· общественные науки;

· география, этнография, национальный вопрос.

Каждый раздел открывается предварительными замечаниями.

Описания книг сопровождаются описания, многих из которых написаны самим Н.А. Рубакиным.

Однако для писания аннотаций Н.А Рубакин привлекал специалистов по тому или иному вопросу.

Большую помощь в подготовке указателя Н.А. Рубакину оказал Г.В. Плеханов.

Плехано в Георгий Валентинович (1856 – 1918) – политический деятель, философ, теоретик марксизма.

 

По его совету Рубакин включил в указатель статью «О большевизме», в которую включил работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Для написаний аннотаций в статье «О большевизме» Н.А. Рубакин, опять-таки по совету Г.В. Плеханова, пригласил В.И. Ленина.

Часть 2-я – вспомогательные указатели (не вышла из печати).

Выход в свет указателя «Среди книг» явился заметным явлением в общественной жизни России. Он вызвал массу как положительных, так и отрицательных откликов современников.

Так, В.И. Ленин дал высокую оценку указателю. Вместе с тем, он считал недостатками указателя:

· надпартийность автора, то есть его не желание отдать одной какой-либо партии;

· эклектизм, то есть попытки автора избежать политической политики.

Однако значимость указателя Н.А. Рубакина «Среди книг» признавали все рецензенты. Как писал В.И. Ленин: «Ни одной солидной библиотеки без сочинения г. Рубакина нельзя будет обойтись».

Указатель «Среди книг» считается высшим достижением рекомендательной библиографии не только периода 60-х годов ХIХ века – начала ХХ века, но и, в целом, 2-х первых периодов в отечественной библиографии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: