Структура личности, по Р. Ассаджиоли

Структура личности включает следующие составляющие (рис. 3):

1. Низшее бессознательное. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций. Основные влечения и примитивные побуждения. Многочисленные «комплексы», несущие сильный эмоциональный заряд. Образы кошмарных сновидений и фантазий. Низшие, неконтролируемые парапсихические процессы. Различные патологические проявления, такие, как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

2. Среднее бессознательное. Эта область состоит из психических элементов, сходных с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное [20]. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, – этические «императивы», стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, например, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

 

Рис.3

4. Поле сознания. Этот не совсем точный, но понятный и пригодный для практических целей термин обозначает непосредственно сознаваемую нами часть нашей личности: непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

5. Сознательное «я». «Я», которое представляет собой точку чистого самоосознания, нередко путают с только что описанной сознательной частью нашей личности; в действительности же они совершенно различны. В этом можно убедиться путем интроспекции. Изменчивые содержания нашего сознания (ощущения, мысли, чувства и т. д.) – это одно, а «я», центр нашего сознания – это другое. Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями. Однако «человек с улицы» и даже многие высокообразованные люди не утруждают себя самонаблюдением и не видят этой разницы, – они пассивно плывут по поверхности «потока мысли», отождествляя себя с каждой последующей волной, со сменяющимися содержаниями своего сознания.

6. Высшее «Я». Сознательное «я», как правило, не только погружено в поток содержаний сознания, но, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Но, когда мы пробуждаемся или приходим в сознание, «я» таинственным образом появляется вновь, неизвестно как и откуда, – факт, при ближайшем рассмотрении, действительно непостижимый и озадачивающий. Этот факт вынуждает нас предположить, что за или над сознательным «я» существует истинное «Я», постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание.

7. Коллективное бессознательное. Человеческие существа не оторваны друг от друга. Между нами и другими людьми все время протекают процессы "психического осмоса", протекают они также между нами и окружающей нас психической средой. Последняя соответствует тому, что К. Юнг назвал "коллективным бессознательным"; но он не дал ясного определения этому термину, относя к коллективному бессознательному разные и даже противоположные по своей природе элементы, а именно: примитивные архаические структуры и высшую, новаторскую деятельность сверхсознательного порядка.

 

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации и дизидентификации.

Термин «самоидентификация», или «аутоидентификация», имеет три различных значения:

1. Человек идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, с другой - с главной ролью, играемой человеком в жизни (спортсмен идентифицирует себя со своим телом, женщина – с ролью матери, пренебрегая другими сторонами своего «Я»).

2. Второе значение термина «самосознание» – это переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего.

3. Третье значение – осуществление высшего, или духовного «Я».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: