Модальности и ключи доступа

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности [22, 23, 24, 25]. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир – это прежде всего то, что он видит, для другого – то, что он слышит, для третьего – то, что он ощущает. Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Так, человек, у которого доминирует визуальная модальность, будет чаще использовать слова: «видеть», «яркий», «отчетливый», «перспектива», «туманный» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты – слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушительный» и т. д.; кинестетические – «чувствовать», «теплый», «прикасаться», «давящий», «тяжелый», «ароматный» и т. д.

Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние проявления мышления, эмоций. Это поза, тембр голоса, мимические реакции, ритм дыхания и т.д. Для аудиалов характерна сдержанная жестикуляция, преимущественно в горизонтальной плоскости, голос обычно ритмичный, четкий, слова хорошо артикулированы, «телефонная» поза, в глаза смотрят редко; для визуалов – порывистые, энергичные жесты, направленные вверх, голос резкий и быстрый, быстро переходят на крик, поза прямая, направление взгляда – поверх голов; для кинестетиков – движения округлые, жесты направлены вниз, голос глуховатый, грудной, мямлящий, направление взгляда – снизу; для людей с преобладанием аудиально-дигитальной системы («внутренний диалог») – движения мягкие, гибкие, голос монотонный, затухающий, взгляд – над людьми, зрительный контакт кратковременный.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются глазные паттерны. Это движения глазных яблок (рис. 5), тесно связанные с доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир.    

Для правшей движения глаз вверх и влево отражает визуальную эйдетику, вверх и вправо – визуальное конструирование; горизонтально-влево – аудиальное воспоминание, горизонтально-вправо – конструирование аудиальных образов; вниз-влево – «внутренний диалог» (аудиально-дигитальный или аудиально-дискретный канал), вниз-вправо – кинестетические образы.

 Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модальность клиента и говорить с ним с позиции его модели мира называется в НЛП подстройкой.

 

 


Ри

 

Рис. 5

 

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает мир. Прежде чем дать ответ на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим собственным неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, – доминирующей репрезентативной, а система, сверяющая полученный результат, – референтной.

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

 Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения. Обычно при всем многообразии форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирования в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это помогает избежать риска, но ограничивает творческий подход к решению ситуации, делает поведение менее гибким.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации имеет одну стратегию поведения, социально-зрелый – две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Исходя из этого психотерапевт должен установить, что ограничивает выбор клиента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

В НЛП есть понятие «метамодель». Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира («карту мира»). Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции (бредовые больные).

Опытный психотерапевт сначала примет модель мира клиента, «подстроится» к нему. Лишь распознав метамодель пациента, терапевт может заняться коррекцией его субъективной модели мира. Наиболее эффективна в таком случае лингвистическая коррекция.

 Язык отражает субъективный мир человека. С помощью лингвистических средств психотерапевт может менять субъективный мир клиента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить всему остальному миру иметь свои.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: