double arrow

Работа с мета-моделью

Метамодель была одним из первых паттернов, разработанных Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером [22, 23, 24, 25]. Чтобы понять метамодель, нам следует рассмотреть, как мысли превращаются в слова. У говорящего может быть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, лингвисты называют ее глубинной структурой. Глубинная структура не принадлежит сознанию. Мы сокращаем эту глубинную структуру, и то, что мы на самом деле говорим, называется поверхностной структурой. Чтобы перейти от глубинной структуре к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи:

1) отбираем лишь часть информации, имеющейся в глубинной структуре; большая часть информации будет упущена;

2) даем упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл;

3) обобщаем;

Метамодель представляет собой серию вопросов, цель которых – повернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию.

К искажению информации приводят:

1) Использование неспецифических существительных, которые проясняются заданием вопроса: «Кто или что именно?» Например: – Дом был построен (Кто построил этот дом?)

– Любимчики доставляют хлопоты (Чьи любимчики?)

– Если люди оставляют шоколад, то его съедают (Какие люди оставляют? Кто съедает?)

2) Неспецифические глаголы – их значение проясняется вопросами: «Как конкретно?» Например: «Идите и выучите это к следующей неделе». Вопрос: «Как именно мне следует это выучить?»

3) Сравнения – смысл выясняется вопросом: «В сравнении с кем или чем?» Например: «Вам надо работать лучше». Вопросы: «Лучше в сравнении с кем?», «Лучше кого?»

4) Суждения – их смысл можно прояснить с помощью вопросов: «Кто высказал данное суждение и на чем он основывался, делая его?» Например: «Я эгоист». Вопрос: «Кто это сказал?», «На чем это основывается?»

5) Номинализация (когда глагол, описывающий процесс, превращается в существительное). Смысл можно выяснить, превратив ее в глагол и задав вопрос об упущенной информации: «Кто кого номинализирует и зачем он это делает?» Например: «Обучение и дисциплина вместе с уважением и настойчивостью представляют собой основу процесса воспитания». Вопрос: «Кто и кого должен уважать?», «Кому и зачем это нужно?»

6) Модальные операторы возможности («Я не могу»). Смысл модальных операторов возможности проясняется вопросом: «Что произошло бы, если бы Вы это сделали? Что препятствует Вам?»

7) Модальные операторы необходимости («Я должен всегда ставить на первое место других», «Мне не следует разговаривать с этими людьми»). Задаются вопросы: «Что бы случилось, если бы Вы это сделали (не сделали)?», «Кому Вы это должны?»

8) Универсальные квантификаторы (генерализация или обобщение, когда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможностей). Например: «Я никогда и ничего не делаю правильно!». Вопрос: «Были ли когда-нибудь случаи, когда Вы хотя бы что-то делали правильно?»

9) Комплексная эквивалентность (возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они означают одно и то же). Например: «Вы не улыбаетесь – Вы на меня злитесь». Может быть поставлен вопрос: «Каким образом одно связано с другим?»

10) Пресуппозиции (убеждения и ожидания, возникшие на основе нашего личного опыта; мы часто получаем то, что ожидаем получить). Например: «Уж не собираешься ли ты сказать мне очередную ложь?» Уточняющий вопрос: «Что Вас заставило подумать, что я Вам лгу?»

11) Причина и следствие. Например: «Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня». Уточняющие вопросы: «Каким конкретно образом одно вызывает другое?», «Что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»

12) «Чтение мыслей» (возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает). Например: «Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства». Уточняющий вопрос: «Как именно ты узнаешь об этом?»

 

Работа с «субмодальностями»

Человек воспринимает окружающий мир преимущественно в одной из трех модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической). У каждой модальности, в свою очередь, есть субмодальности, которые делают восприятие мира или ярким, эмоционально насыщенным, запоминающимся, или, наоборот, тусклым, неинтересным, плохо удерживающимся в памяти.

Количество субмодальностей бесчисленно, однако в повседневной работе психотерапевту достаточно использовать только некоторые из них. Так, например, в зрительной модальности можно выделить следующие субмодальности: яркость, размер, цвет, контрастность, фокусировку, расстояние, объемность и т. д. В слуховой модальности это высота тона, громкость, ритм, четкость, тембр звука. Основные субмодальности кинестетической модальности – давление, движение, расположение, длительность, интенсивность, форма, температура, темп.

Опыт показывает, что, изменив субмодальность, можно не только изменить восприятие мира, но и влиять на мышление и поведение человека. Так, например, увеличение такой субмодальности, как яркость воспринимаемого зрительного образа, увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости – наоборот. То же самое происходит при изменении размера воспринимаемой картины. С увеличением картины ощущения обостряются, а как только она уменьшается, ощущения становятся более тусклыми. Естественно, изменения субмодальностей должны производиться в контексте с ожидаемым эффектом.

Есть еще один параметр, который усиливает или уменьшает остроту восприятия, – это то, что называют ассоциированным или диссоциированным восприятием. Воспринимать ассоциированно – значит самому находиться в картине. Обычно это эйдетическое восприятие. Диссоциированное восприятие – это конструированное восприятие, это восприятие как бы со стороны, иногда с чужой точки зрения. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное – уменьшает. С помощью диссоциированного восприятия можно изменить качество восприятия, уменьшить ее остроту, снять фобию.

 

Техника наложения

 Довольно часто внутренние переживания пациента схематичны, что соответствует доминирующей модальности. Иногда это полезно, но порой ограничивает терапевтические возможности.

Наложение начинается с первичной репрезентативной системы. Если это визуальная система, то человек легко представит себе желаемый объект. Используя предикаты визуальной модальности, мы можем затем помочь пациенту услышать звуки, издаваемые эти объектом, ощутить его тяжесть… Это будет уже более полное, эмоциональное представление. Не нужно бояться использовать в рамках этого метода элементы внушения. Метод ценен не только при лечении (отдельно или в сочетании с другими методами), но и при обучении, например, актеров, художников.

 

Якорение

«Якорь» – это ассоциативная связь. Подвенечное платье, старая фотография, песенка из Вашего детства – все это «якоря», связанные с определенными переживаниями, чувствами. Такую ассоциативную связь между стимулом и чувством можно создать искусственно. «Якорем» может быть мимика, жест, интонация. «Якоря» могут быть визуальными, аудиальными, кинестетическими. Прикосновение – хороший кинестетический «якорь».

Терапевт выбирает определенное чувство, переживание, симптом, которые нужно «поставить на якорь». Это делается при активном участии пациента. Большое значение при определении переживаний пациента имеют невербальные признаки. Зная «ключи доступа» к внутренним процессам, например паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить или, наоборот, ослабить эти переживания, а затем «заякорить».

Техника: 1) дать клиенту возможность получить доступ к нужному переживанию так полно и глубоко, как это возможно (вспомнить, как это было, как он себя чувствовал в этот момент, найти это чувство).

2) В момент наиболее полного переживания ввести дополнительный стимул, например коснуться ладонью колена пациента.

3) Позаботиться о том, чтобы этот дополнительный стимул в последующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.

Метод якоря может быть успешно применен при работе с фобиями, при сексуальных дисгармониях, при алкоголизме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: