Структура лекции:
1. Классификация стимулов и направления стимулирования трудовой деятельности
2. Сущность материального и нематериального стимулирования трудовой деятельности.
3. Оценка персонала по коэффициенту трудового вклада (КТВ).
Классификация стимулов и направления стимулирования трудовой деятельности
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул- это внешнее воздействие, оказываемое в процессе управления на персонал в целях получения желаемых результатов.
Организация и ее руководство могут активно воздействовать на модификацию поведения человека. Используемые для этого средства влияния должны выбираться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, с учетом всего многообразия факторов, влияющих на его поведение.
Стимулирование предполагает наличие у руководства организации управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций.
При этом необходимо иметь в виду, что не все воздействия провоцируют активность человека. Следовательно, стимул имеет определенное пороговое значение. Пороговое значение стимула- это тот уровень по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие человека и вызывает положительный отклик на его воздействие.
Содержание стимулов – это совокупность средств, ценностей и отношений, которыми владеет организации и которыми пользуется руководитель с целью повысить эффективность или производительность труда персонала.
Величина стимула может быть количественной и качественной. Количественная величина стимула отражает связь стимула и конкретной потребности (мотива), на удовлетворение которой стимул ориентирован.
Временн ы е параметры стимула связаны с напряженностью потребности. Чтобы преодолеть порог безразличия, временные параметры стимула должны полностью снять напряжение потребности, таким образом, разорвать отношения между стимулом и его воздействием на трудовую деятельность. В дальнейшем необходимо установить новые стимулы или видоизменить имевшиеся и развивать новые потребности.
. Современная классификация стимулов представлена в таблице 13.
Таблица 13
Современная классификация стимулов
| 1. Классифицируемый признак | Форма стимула |
| 2. Направленность действия стимулов | · поощряющие; · наказывающие. |
| 3. Источники стимулирования | · экономические; · административные: · общественные. |
| 4. Интересы | · индивидуальные; · групповые. |
| 5. Содержание стимулов | Материальные: · денежные; · неденежные (материально-социальные) Нематериальные: · социальные; · моральные; · психологические. |
| 6. Способ оказания стимулирующего воздействия | · прямые (непосредственные); · косвенные. |
| 7. Периоды действия стимула | · опережающие; · отсроченные. |
| 8. Уровень воздействия | · внешние; · внутренние. |
| 9. Повторяемость | · разовые; · временные; · многоразовые; · постоянные. |
| 10. Интенсивность воздействия | · слабые; · средней силы; · сильные. |






