УРОК 49 – 50
Тема: Курс на укрепление государственности в начале ХХI века. Экономика России.
Цель:
Образовательная: познакомить обучающихся с основными проблемами, которые стоят перед Россией в начале XXI века; сформировать представление учащихся об изменениях, произошедших за данный период;
Развивающая: развитие умений и навыков совместного поиска ответов на вопрос формулировать выводы и аргументировать собственные выводы.
Воспитательная: создание условий для формирования коммуникативной культуры- умения выслушивать и уважать мнение других;
Ход урока
Данный этап связан с неразрывно с реформаторской деятельностью Путина В.В., продолжившего курс реформ первого президента РФ Ельцина, даже изменив и переосмыслив их. На протяжении вот уже 10 лет в стране идут преобразования. Что же они из себя представляют? С чем пришлось столкнуться действующему президенту? Что бы ответить на этот вопрос. Давайте вспомним основные задачи и проблемы, с которыми пришлось столкнуться Б.Н.Ельцину.
|
|
· Шоковая терапия цен.
· Денежный дефолт.
· Противостояние президента и Верховного Совета.
· Военный конфликт в Чечне.
· Социально-экономические противоречия в развитии культуры, экономики и образования.
Что нужно сделать? Задачи, стоящие перед новым президентом и правительством: курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, достойное для России место в мировом сообществе.
· Развитие страны как свободного демократического государства;
· Сохранение собственных ценностей;
· Общество должно быть свободным;
· Защита прав человека и его собственности;
· Равенство условий конкуренции;
· Освобождение предпринимателей от административного гнета;
· Развитие финансовой инфраструктуры;
· Удвоение ВВП к 2010 году;
· Конвертируемость рубля;
· Соблюдение законности чиновниками;
· Рост качественности услуг населению
· Укрепление национальной безопасности
Работа учащихся с документами. У каждого ряда послание президента Федеральному собранию. Учащиеся индивидуально или в группе находят, что было сделано в различных сферах государственной жизни. Происходит взаимопроверка и затем, окончательная запись в тетради.
Политика.
1. Повышение эффективности управления;
2. Укрепление вертикали власти РФ;
3. Объединение объектов Федерации для оптимизации управления;
4. Либерализации предпринимательства;
5. Легализация гражданами объектов их собственности;
6. Стимулирование прихода частного капитала в государственный сектор экономики;
7. За 2000-2006 года был 2,44 раза увеличен приток иностранного капитала;
|
|
Экономика
1. Увеличение роста инвестиций;
2. Увеличение экспорта в 3,4 раза (2006) по сравнению с 2004 годом;
3. Разработаны миграционные законы- права легальным рабочим, защита их прав, карательные меры санкции против недобросовестных работодателей;
4. Простота учета и заполнения налоговых форм;
5. Развитие и рост информационных технологий;
6. Снижение безработицы в год на 7,33%;
7. Ввод единой ставки подоходного налога;
8. Снижение размеров отчислений в социальные внебюджетные фонды;
9. Система накопления пенсий;
Социальная политика
1. Повышение статуса материнства - “материнский капитал”;
2. Разработка и внедрение национальных проектов: “Образование”, “Здравоохранение”, “доступное жилье”;
3. Возрождение системы профилактики заболеваний;
4. Свободные СМИ;
5. Развитие программы “ Здоровая нация”;
6. Глобальная страховая медицина;
7. Оптимизация социальной сферы.
Главные проблемы перед государством:
1. Демографический кризис:
2. Рост детской смертности;
o падение рождаемости;
o снижение продолжительности уровня жизни;
o рост эпидемий;
o снижение сопротивляемости организма к стрессовым ситуациям;
o снижение статуса семьи.
3. Глобализация экономики.
4. Исчезновение с карты сел и деревень.
5. Кризис сельского хозяйства.
6. Рост конкуренции на мировом рынке.
7. Коррупция в государственном аппарате.
Несмотря на все эти проблемы, существует уверенность в завтрашнем дне, которая обеспечена курсом реформ, едиными требованиями. 2 марта 2008 года будут выборы президента - политический курс останется неизменным.
Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства
К концу 1990-х гг. ситуация в экономике России сложилась критическая. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5 %. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.
Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.
Новое руководство России видело одним из главных направлений выхода из этого положения переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.
Начались структурные изменения в промышленности. В их основе лежала идея создания крупных корпораций, которые должны были стать форвардами отечественной экономики и успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация и др.
Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг. Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.
|
|
Налоговая реформа
В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.
Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог.
Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной корпорации «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.
В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло сразу более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.